Союзов журналистов - два. Проблемы старые

За прошедшее десятилетие журналисты стали настоящими профессионалами, однако, нередко они увлекались и злоупотребляли доверием аудитории, считает президент Медиа-союза А.Любимов

В Санкт-Петербурге проходит первый Всероссийский медиа-форум "Наше время". Он собрал около 500 представителей СМИ из более 100 городов России. Встречи, обмен профессиональным опытом, дискуссии - все это предусматривается в его двухдневной программе. На форуме создано несколько гильдий, объединяющих журналистов по их профессиональным интересам - политическая, экономическая, экологическая, пиар, Интернет-гильдия и др.

Президент Медиа-союза (организатора форума) Александр Любимов отметил, что за прошедшее десятилетие журналисты стали настоящими профессионалами, однако, нередко они увлекались и злоупотребляли доверием аудитории. Пресса, по мнению Любимова, должна воздействовать на государство, напоминая ему, что оно существует не в вакууме. Государство, в свою очередь, должно перестать делить средства массовой информации на "свои" и "чужие". "Деление, - заявил Любимов, - необходимо осуществлять по принципу общественно-значимых и маргинальных СМИ".
"Сегодня, - подчеркнул Любимов, - российской журналистике необходима новая этика, поскольку от слова зависит развитие социальных процессов в стране. Создание этой новой этики - и есть цель нашего медиа-форума".

Власть не намерена устанавливать диктат над прессой, заявил, в свою очередь, полномочный представитель президента РФ в Северо-западном федеральном округе Виктор Черкесов. По его мнению, российские СМИ в первую половину 1990-х гг. были более "независимы и гражданственны", чем пресса второй половины 1990-х, когда "многие газеты, журналы, теле- и радиокомпании использовались для защиты экономических, финансовых, политических интересов определенных кланов и групп, даже если эти интересы шли вразрез с интересами основной части общества".

В последние годы, отметил полпред, российская журналистика переживает сложный этап своего развития. "Ни для кого не тайна, - заметил Черкесов, - что существуют разногласия внутри журналистского корпуса как по сугубо профессиональным вопросам, так и по вопросам, касающимся миссии прессы в обществе, свободы средств массовой информации, взаимоотношений с властями".
В то же время, полпред президента отметил, что одной из своих самых важных задач он считает "налаживание эффективного взаимодействия с прессой".

Известный тележурналист Владимир Познер, в свою очередь, считает, что "журналисты и власть находятся в противостоянии". Власть, по мнению Познера, не только контролирует, но и, более того, в некоторых случаях скрывает информацию. И основной задачей журналиста в этих условиях становится, в первую очередь, поиск достоверной информации. Однако, по мнению Познера, "механизмы взаимодействия власти и средств массовой информации сегодня в России работают плохо".
Говоря об этических вопросах деятельности СМИ, Познер подчеркнул, что, на его взгляд, "этики журналиста не существует". "В идеальной ситуации, - отметил он, - недопустимо разделение таких понятий, как этика журналиста и профессионализм журналиста".

СМИ теряют свое влияние в обществе потому, что их не интересует глубинная жизнь страны. Этот тезис стал одной из отправных точек в дискуссии о проблемах журналистской профессии. Одну из причин охлаждения общества к прессе многие известные журналисты видят в том, что СМИ увлекаются экстремальными событиями (пожарами, наводнениями, криминалом) и не касаются тем, насущных для людей. Речь идет не о возвращении к практике победных реляций об увеличении удоев, а о повышении общественной значимости поднимаемых в прессе тем.

Пытаясь разобраться в главных проблемах цеха, организаторы форума предприняли широкое анкетирование журналистов. Опрос показал, что за получение информации время от времени платят лишь 10% работников СМИ, для 12-15% это является единичным случаем, зато две трети журналистов размещали в своих изданиях скрытую рекламу.
Одной из главных профессиональных проблем журналисты считают "коммерческую цензуру". Средний заработок работника СМИ на Северо-Западе составляет 2700 рублей в месяц, в Санкт-Петербурге - 4700 рублей, таким образом, их никак нельзя отнести по доходам к среднему классу.

Читайте также

Выбор читателей