Воровали миллиарды сообща, а судить будут одного

Генеральная прокуратура России направила в суд уголовное дело по факту хищений бюджетных денег Федеральной продовольственной корпорацией. Перед судом предстанет заместитель гендиректора ФПК Юрий Лысенко

На днях Генеральная прокуратура России направила в суд уголовное дело по факту хищений бюджетных денег Федеральной продовольственной корпорацией. Перед судом предстанет заместитель генерального директора ФПК Юрий Лысенко. Гендиректор Владимир Чаплыгин и еще один его заместитель – Александр Королев, которым следствие также предъявило обвинения в хищении денег, освобождены по амнистии.

О деле ФПК в российской прессе подробно сообщалось еще в 1997 году. То есть не прошло и 4-х лет, как расследование, ход которого тщательно скрывался от прессы, наконец завершено Генпрокуратурой. Помнится, в публикациях высказывались определенные сомнения в том, что дело вообще сможет дойти до суда. Время показало, что журналисты не слишком ошиблись в своих предсказаниях: на скамью подсудимых сядут "стрелочники".

Напомним, что Федеральная продовольственная корпорация была создана Постановлением правительства в октябре 1994 года по инициативе Минсельхозпрода. Корпорация задумывалась как государственный орган, регулирующий развитие предпринимательского рынка в интересах производителей и потребителей. Она должна была устанавливать квоты на закупку сельхозпродукции в Федеральный продовольственный фонд и выбирать коммерческие фирмы для ведения этих закупок. Однако на самом деле ФПК превратилось в обычного посредника между потребителем и производителем. В схеме перекачки бюджетных денег, выделенных ФПК для закупки продовольствия, участвовало более 50 тысяч (!) фирм, разбросанных по российским регионам. Зачастую такие фирмы, получив деньги, исчезали, а впоследствии при проверках оказывалось, что огромные казенные деньги прикарманило какое-нибудь ООО с мизерным капиталом, оформленное, в придачу, по чужим паспортным данным.

Одной из главных задач, поставленных перед ФПК, было снабжение продовольствием армии. Однако в самый разгар первой чеченской кампании положение армии с продовольственным обеспечением настолько ухудшилось, что уже к концу 1995 года командующие вынуждены были воспользоваться неприкосновенными запасами. К осени 1996 года эти запасы были съедены войсками почти наполовину. А между тем только в 1995-96 гг. из бюджета России для снабжения армии было выделено 3 триллиона рублей, то есть порядка 400 миллионов долларов. Куда же улетучилась основная часть этих денег? Вопрос к Федеральной продовольственной корпорации, которая и должна была распорядиться деньгами по назначению.

Результаты проверки Счетной палаты показали, что ФПК закупила столь малый процент от необходимого продовольствия, что мы здесь не будем даже приводить цифр. Зато другие цифры впечатляют: та же проверка выявила, что 490 миллиардов рублей было "скромно" похищено, а 520 миллиардов использовались не по целевому назначению. Основная часть средств в течение полутора лет находилась в обороте различных коммерческих структур.

До 1996 года ФПК возглавлял "большой друг российской армии" Магомедтагир Абдулбасиров, параллельно занимавший пост замминистра Минсельхозпрода. Когда же в воздухе запахло жареным, то есть был возбужден ряд уголовных дел по хищению продовольственных денег, он уволился по собственному желанию. А 5 ноября 1996 года автомобиль Абдулбасирова был обстрелян неизвестными. Бывший глава ФПК чудом остался жив. Однако, как ни странно, от комментариев этого инцидента отказался. Не менее странно повели себя и сотрудники МВД. Так, в отделении милиции, на чьей территории произошли эти страсти-мордасти, вообще долгое время отказывались признавать сам факт обстрела. Можно, конечно, долго гадать, имела ли та стрельба прямое отношение к деятельности Абдулбасирова на своем бывшем ответственном посту. Но, как говорил один наш литературный классик, кирпич ни с того ни сего никому на голову не падает. Тот же классик утверждает, что и под трамвай случайно не попадают. А вот главный бухгалтер ФПК – попал! Правда, не под трамвай, а под поезд. Случайно. И так уж случайно, наверное, совпало, что в нескольких регионах скончались от сердечных приступов люди, имеющие непосредственное отношение к деятельности ФПК. Люди, которые могли бы стать ценными свидетелями.

Случайно или не случайно, но факт: Абдулбасиров остался в стороне от уголовного дела. Обвиняемыми стали возглавивший корпорацию после его ухода Владимир Чаплыгин и его заместители Александр Королев и Юрий Лысенко, продолжившие активное разбазаривание государственных денег. Интересно, что до прихода в руководство корпорацией Чаплыгин возглавлял филиал ФПК в Волгограде, а Лысенко – мурманскую фирму "Инсайт", занимавшуюся закупками продовольствия. Оба на момент своего назначения уже задолжали в бюджет: первый – 3 миллиарда, второй – 10 миллиардов рублей. В ходе расследования у господина Лысенко был обнаружен личный счет в одном из швейцарских банков в $2,5 млн. У Чаплыгина на сегодняшний день арестована квартира стоимостью $1,5 млн. Чуть более скромные накопления были найдены у Королева – столичная квартира стоимостью в $700 тысяч, которая также арестована. Даже если суд примет решение обратить данные деньги и недвижимость в доход государства, сложно не заметить, что это лишь мизерная часть от той суммы, которая была разбазарена ФПК, – порядка $500 миллионов! Мало того – Чаплыгин и Королев не понесут никакого наказания, поскольку подпадают под амнистию как имеющие государственные награды. Владимир Чаплыгин имеет орден "Знак почета", а Александр Королев – медаль... "850 лет Москвы". У Лысенко наград не оказалось, и посему он – единственный из руководства, кто сядет на скамью подсудимых. Таковы результаты почти 4-летних, почти героических, усилий Генпрокуратуры в установлении расхитителей продовольственных денег. Еще несколько уголовных дел из 20-ти, возбужденных по регионам, уже дошли до суда. Есть первые осужденные. В частности, по 5-6 лет лишения свободы получили руководители Алтайского филиала ФПК, похитившие в общей сложности около 174 миллиардов рублей.

Но возникает вопрос: неужели создание монопольной "заготконторы" и передача в полное и бесконтрольное распоряжение этой полукоммерческой организации огромных бюджетных средств стали бы возможны без поддержки высоких госчиновников? Еще несколько лет назад сообщалось, что инициатором создания, "повивальной бабкой" ФПК был первый замминистра Минсельхозпрода Леонид Холод. В свое время Национальная служба новостей попросила господина Холода прокомментировать эти слухи. Первый замминистра поспешил откреститься от своего детища, заявив, что никакой "повивальной бабкой" он не был, а просто "стоял у истоков". Кто же знал, что в корпорацию придут столь нечистоплотные люди?

Словом, как говаривал Виктор Степанович Черномырдин, который, кстати, возглавлял правительство России во время расцвета ФПК, хотели как лучше, а получилось – как всегда. Федеральная продовольственная корпорация стала лишь очередным звеном в цепочке подобных контор, когда-либо "обувавших", "кормивших" и "лечивших" страну, создававшихся при лоббировании высоких чиновников.

Выбор читателей