Киберсекс в киберпанке

Режиссер "Влюбленного Тома" получил премию ФИПРЕССИ с формулировкой: "За новаторский киноязык и юмор, идеально соответствующий теме суррогатного общения". Супер. Главное – очень точно

"Влюбленный Тома"
Режиссер: Пьер-Поль Рендерс

А жизнь проходит ми-мо! Сидишь тут, в монитор как дурак пялишься, по клавишам пальцами колотишь, а жизнь-то, жизнь... Ми-мо!

Жил да был на свете парень по фамилии Тома и по имени Тома. Из районных домоседов самый главный домосед – 8 лет из дому носу не казал, соседей на посидеть, попить водки не звал. Нелюдимый потому что. Агорафоб по-научному – от мало-мальски открытых пространств его начинало тошнить, от контактов с иными людьми гарантированно падал в обморок. Вся жизнь – не вылезая из четырех комфортных стен, все контакты – только через видеофон. Благо дело происходит в недалеком будущем и техника куда-то шагнула (довольно неуклюже, впрочем). Секс тоже организован на высочайшем техническом уровне: спецкостюмчик с сенсорами на полезных для этого занятия частях тела, партнер – виртуальный или такой же чокнутый реальный – с той стороны монитора, и всё заверте... Парня лечат. Миляга-психиатр, пытаясь расшевелить Тома, загоняет его данные в картотеку виртуального клуба знакомств "Завлекалочка"; на экране видеофона начинают появляться странные барышни, страстно желающие с Тома Тома сойтись поближе. Страховой агент, на чьем попечении находится вовремя распорядившийся своими деньгами агорафоб, посылает его к государственным проституткам (государство заботится о своих инвалидах и оплачивает им секс-услуги, а Тома – несомненный инвалид). Тома к женщинам тянется и готов во всех влюбляться. Но не все готовы ответить ему взаимностью: женщины на платонические отношения смотрят скептически и к технически грамотному киберсексу тоже как-то не расположены – что, мол, за извращение совокупляться с пластиковой вагиной. Женщины зовут Тома наружу. Психиатр и страхагент знали, что делали: заставить мужика поменять существование, в котором его всё устраивает, на жизнь, в которой его всё раздражает, может только женщина. Хорошо хоть, существование – на жизнь.

Впечатляющий пример некиногеничного сюжета. Режиссер Пьер-Поль Рендерс отчаянный малый: посадить зрителей на 97 минут перед экраном, на котором нет ничего, кроме сменяющих друг друга говорящих голов, и надеяться, что зритель будет радостно аплодировать в финале, – на это отвага нужна. Желательно, подкрепленная недюжинной изобретательностью. Рендерсу почти удалось. Придумал он всё действительно забавно: странный мир явно близкого, но диковатого будущего, татуированные домохозяйки, клубы коллективного потения, сексуальные игры с трехмерным мультиком, который зависает в самый ответственный момент, и волнующие помахивания оцифрованной задницы превращаются в конвульсии сломанной заводной игрушки. За все это на Венецианском МКФ режиссер получил премию ФИПРЕССИ с очаровательной формулировкой: "За новаторский киноязык и юмор, идеально соответствующий теме суррогатного общения". Супер. Главное – очень точно. Но очень длинно. И с фильмом та же история: супер, очень точно, но очень длинно. А длинно потому, что кино – это движущаяся картинка, в данном же случае – только говорящая. Но даже это не главное, главное – что кроме "новаторского киноязыка" и даже юмора в хорошем фильме должен быть сюжет и герой, причем и тот и другой должны быть интересны зрителю. Герой как бы есть – Тома, но его не видно (ну, один раз и то со спины), и сопереживать ему довольно трудно, а сюжет... безусловно интересен в качестве истории болезни, но в качестве художественного произведения, по-моему, слишком аскетичен, слишком беден на события.


Фильм можно увидеть в кинотеатре "35 мм".

Выбор читателей