Плачь, тренер, плачь!

Нелегка тренерская доля в современном футболе. В минувшие выходные информационные агентства известили футбольный мир сразу о нескольких громких тренерских отставках

Нелегка тренерская доля в современном футболе. А когда было легче? Да, пожалуй, никогда и не было. Другое дело, что течение времени в современном футболе уже не то, что было в двадцатом веке. Это тогда Ги Ру мог просидеть на тренерском мостике ведомого им "Осера" целых 27 лет. Сейчас такое "долгожительство" – уже роскошь непозволительная.

Специалист, отработавший 5 лет в одной команде, может смело считать себя долгожителем, а тренер, имеющий десятилетний стаж работы с одним коллективом, для ставшего сверхдинамичным футбольного бизнеса и вовсе сейчас выглядит ископаемым реликтом, сохранившимся со времен доисторических (читай – "добосмановских"). Миграция тренеров может быть вызвана не только гневом самодура-президента, требующего сиюминутного результата, или же вечно желающих большего "фанов". Все чаще решение оставить свой пост наставники команд принимают сами, не в силах выдержать колоссальный прессинг ответственности. Вон Арриго Сакки, уж на что непробиваемый для критики был субъект! – и тот, едва приняв "Парму" этой зимой, тут же понял, насколько непосильна для него эта ноша. Здоровье уже не то у мэтра. То ли дело было летом 94-го, когда он, не обращая внимания на проклятия итальянской прессы и болельщиков, гнал и гнал свою полудохлую команду к финалу Мундиаля.

Эмерсон Леао не смог вернуть "кудесникам мяча" былую игру
Минувший уик-энд стал временем принятия окончательного решения сразу для нескольких известных футбольных специалистов. Самой громкой отставкой стал демарш наставника тетракампеонов Эмерсона Леао. Собственно, этого его решения давно ждали. Более того, уже когда он принял сборную Бразилии в начале этого года, мало кто сомневался в том, что команду на чемпионат мира-2002 повезет другой специалист.

Пижон и краснобай Леао в общем никогда и не считался в Бразилии выдающимся тренером. Еще в бытность игроком (а Леао является одним из лучших вратарей за всю историю Бразилии) он был известен своим скверным нравом, высокомерием по отношению к партнерам и неуважением к тренерам. За его талант ему прощалось многое, однако, став тренером, Леао если и изменился, то незначительно. Все то же бахвальство, те же самодовольные высказывания, необъяснимые решения. И ладно бы вышеперечисленное хоть как-то подкреплялось результатом команды, так нет же – сборная Бразилии с Леао заиграла еще хуже, чем при его предшественнике Лушембургу.

О последнем надо сказать особо. Когда после чемпионата мира во Франции Вандерлей Лушембургу принял бразды правления сборной от Марио Загало, футбольная общественность – а стало быть, все население страны, ибо равнодушных к футболу в Бразилии, как известно, нет, – наконец-то возликовала. Еще бы – Вандерлей своими успехами с разными командами страны за последние годы заставил говорить о себе как о безусловно лучшем и самом удачливом специалисте Бразилии. Помните, какая эйфория охватила футбольную Россию, когда летом 1998 года сборную под давлением общественного мнения возглавил Анатолий Бышовец? "Заботящиеся исключительно о своей корысти чиновники" в кои-то веки вняли "гласу народному". В Бразилии все закончилось примерно как и у нас.

С первых же матчей под руководством нового тренера болельщики обратили внимания, что команда почему-то не играет в столь обожаемый в Бразилии футбол "арте" (футбол-искусство), которого ждали от нового тренера. Натужно играла сборная, изюминки не было в ее действиях. Ну да ладно – то были товарищеские игры, а сейчас начнется "Копа Америка", и здесь уж бразильцы должны победить, тем паче что основные конкуренты – аргентинцы – приехали на чемпионат континента не в лучшем своем составе... Однако турнир выиграли мексиканцы, хотя бразильцы временами действительно выглядели прилично.

Начались отборочные игры чемпионата мира. Сначала бразильцы, хоть и играя без блеска, исправно набирали очки, затем пошли провалы. Восторженное отношение к тренеру стало меняться. Начав нервничать, он принялся тасовать состав, пытаясь усилить атакующую мощь команды. Голы по-прежнему давались с трудом. "Торсида" требовала включить в состав сборной ветерана Ромарио, переживающего черт его знает какую молодость. Лушембургу не ладил с Ромарио еще со времен их совместной работы во "Фламенго" в 1995 году – тогда капризный форвард сумел вдрызг рассорился с наставником, и картолы выгнали Вандерлея из клуба. Никто тот конфликт не забыл.

"Прогнувшись" под общественное мнение, Лушембургу призвал Ромарио под знамена сборной, где тот и впрямь неплохо начал взаимодействовать с Эуллером и с молодым Рональдинью. Однако на Олимпиаду в Сидней Лушембургу Ромарио не взял, хотя и мог воспользоваться правом на приглашение в молодежную по сути сборную умелого ветерана. Бразильцы вылетели из турнира уже в четвертьфинале, после чего Лушембургу подвергли на родине остракизму. Стало ясно, что дни его работы с тетракампеонами сочтены. Масла в огонь подлил еще и скандал с судебным преследованием, которое дамокловым мечом повисло над прогневавшим судьбу тренером. Задерганный до предела, в разгар отборочного турнира он подал в отставку.

Встал вопрос: кто заменит незадачливого Вандерлея? Единственная достойная кандидатура, еще не обстрелянная в работе со сборной, – Луис Филипе Сколари, неизменно добивающийся успеха на клубном уровне, но он не горел желанием разрывать действующий контракт со своими работодателями из "Крузейро". Так и всплыл вариант с Леао.

Ну а дальше... Дальше – безудержный оптимизм пресс-конференций, сомнительные остроты, отсутствие игры у сборной, отставка. Заявление о ней Леао подал по окончании Кубка Конфедераций, на котором бразильцы заняли лишь четвертое место. Можно по-разному относиться к тренерским способностям Леао, но винить его за поражение на полях Японии в общем-то глупо. Бешеный ритм европейских чемпионатов не позволил пригласить ему тех европейских легионеров, которые могли бы усилить сборную. Национальные первенства в Германии и Франции только закончились, а в Испании и Италии еще продолжаются. Должны же игроки когда-то отдыхать, ведь уже 1 июля сборной играть суперответственный матч с уругвайцами в Монтевидео, а 11 июля стартует Кубок Америки, который закончится лишь 29 июля. Не взяв в Японию лучших, Леао пошел на заведомый провал, поступив, таким образом, в высшей степени благородно.

После унижения Леао у нового тренера сборной – а им все-таки стал Сколари – появится своего рода карт-бланш, некое поле для маневра – ведь планка критики после бедствий команды Леао будет заведомо ниже...

Подал в отставку и другой южноамериканский специалист, правда, произошло это уже в Европе. Наставник швейцарской сборной аргентинец Энцо Троссеро заявил о своем уходе из руководящего штаба команды. Человек он взрывной, супертемпераментный, несдержан на язык. Его назначение сопровождалось недовольством ведущих игроков сборной, однако надо признать, что противоречивому Троссеро удалось при известном дефиците классных футболистов удержать свою команду на плаву. Стартового поражения от сборной России могло и не быть, в Белграде была добыта желанная ничья, а в матчах с оборонительными "карликами" Фарерами и Люксембургом сборная приятно удивила своих поклонников высокой результативностью.

Швейцарцы не должны были проигрывать и в последнем матче со словенцами, но нелепая ошибка Аншо заставила Троссеро положить свое заявление на стол председателю Швейцарской Федерации футбола. Преемником Троссеро стал, вопреки ожиданиям, не маститый Кристиан Гросс, а малоизвестный на тренерском поприще Якоб (или, как его еще зовут, Коби) Кун. За его спиной большое игровое прошлое: дебютировал в сборной как полузащитник аж в 1962 году, распрощался с ней в 1976, в 64 матчах за нее забив 4 мяча. Затем работал с различными молодежными командами. Не самый впечатляющий послужной список для тренера, ну да ему не со сборной Бразилии работать.

Добровольно лишился своего поста в эти выходные и тренер сборной Кипра Ставрос Попадопулос. Событие не бог весть какой важности, но все же свидетельствующее о некоторых амбициях, появившихся у команды этого островного государства. В последние годы сборная Кипра добилась ощутимого прогресса: победы над сборными Испании и Австрии, недоброй памяти ничья со сборной России в 1997 году, уверенные победы над европейскими аутсайдерами выделили команду с острова Афродиты из безликой толпы европейских "карликов".

Но в нынешнем отборочном цикле дела у киприотов не заладились. И совсем уж плохо сборная провела последние два матча: не сумела у себя дома обыграть эстонцев, а приехав в Лиссабон, пропустила шесть безответных мячей от вдохновенных португальцев. Так что у сборной Кипра тоже будет новый наставник. Кто? Пока неизвестно.

Что ж, неудовлетворительные результаты во все времена являлись причиной тренерских отставок. Сейчас появилась еще одна – относительно новая. Тренер испанского "Райо Вальекано" Хуанде Рамос, еще разгоряченный после встречи его команды с "Нумансией" (а "Райо" сумел победить, проигрывая по ходу матча 0:1), не пытаясь скрыть досаду, заявил, что работать с командой в будущем сезоне он не станет. Директорат команды собирается распродать ведущих игроков клуба, а сил делать новую команду у него нет. Он и так три года подряд начинал каждый свой сезон с формирования нового состава. На четвертый его уже не хватит.

Примерно те же слова мы слышали не так давно из уст нашего Анатолия Байдачного. Что делать? Двадцать первый век не сентиментален...

Выбор читателей