Что случилось с российскими самолетами в Чечне?

В Чечне продолжается поиск пилотов двух фронтовых штурмовиков СУ-25, с которыми накануне была потеряна связь. По одной версии, штурмовики могли врезаться в гору в районе Шатоя, по другой - были сбиты боевиками

В Чечне накануне вечером пропали два фронтовых штурмовика Су-25. Они исчезли с экранов радара при выполнении боевой задачи в сложных метеоусловиях над территорией Шатойского района.
Пилотировали бомбардировщики военный летчик-снайпер, подполковник Юрий Якименко и его ведомый - старший летчик, капитан Олег Подсидков. Об этом РИА "Новости" сообщил помощник главнокомандующего Военно-воздушными силами России, начальник пресс-службы ВВС, полковник Александр Дробышевский.

Полковник рассказал, что самолеты поднялись с аэродрома в Моздоке в 16:37 по московскому времени, а уже в 16:50 пропали их отметки на экранах радиолокаторов, и с ними была утрачена радиосвязь. Сразу после этого по маршруту полета бомбардировщиков были начаты поисково-спасательные мероприятия. В воздух были подняты самолеты и вертолеты, на земле началось прочесывание местности.

Диспетчеры пытались выйти на связь с пилотами Су-25, однако это не удалось. Каких-то попыток со стороны самих летчиков связаться с диспетчерами также зафиксировано не было. По словам специалистов, СУ-25 достаточно современные самолеты-штурмовики. Из-за того, что произошел подобный инцидент, должно было случиться что-то серьезное.
Поисково-спасательной операцией руководит генерал-майор авиации Анатолий Бакушев, который является начальником инспекции Службы безопасности полетов Министерства обороны России.

Днем, около 14:00 по московскому времени, поступили сообщения, что на юге республики обнаружены обломки одного из двух пропавших самолетов. Как сообщил заместитель главнокомандующего ВВС России генерал-лейтенант Владимир Михайлов, обломки штурмовика найдены в горном районе Чечни на высоте 2 тыс. 600 м в 12 км к югу от райцентра Итум-Кале. Летчик, скорее всего, погиб.

Михайлов заявил, что точное место катастрофы самолетов определить пока трудно. В районе аварии поисковому вертолету сесть невозможно. Спасатели будут высажены в другом месте и доберутся пешком до места аварии.

Российские военные полагают, что вероятно самолеты шли на минимальной высоте и врезались в горный массив.
По другой версии, самолеты могли сбить, но это "не основная гипотеза". По данным телекомпании РТР, у чеченских боевиков могут быть российские зенитные комплексы "Игла", однако в них есть система распознавания "свой-чужой". Поэтому из "Иглы" нельзя сбить российский самолет, а западных комплексов Stinger у чеченцев нет. "Возможно, летчики Су-25 катапультировались, но хранят молчание в эфире, чтобы их не могли засечь боевики", - сообщает РТР.
Однако, как передает телекомпания НТВ, на сайте чеченских мятежников Kavkaz Center опубликовано заявление, согласно которому два Су-25 сбиты сепаратистами. В сообщении заявлено, что самолеты подбиты с помощью американских зенитных ракет Stinger, и оба Су-25 "уничтожены в воздухе".

Однако эксперты Академии военных наук России считают, что одновременно сбить летящую пару Су-25 технически невозможно. Комментируя ситуацию со штурмовиками, специалисты особо подчеркнули, что "у чеченских бандформирований нет зенитных ракетных комплексов, способных по своим характеристикам уничтожать воздушные цели, имеющие достаточную защиту от огня противника". Кроме этого, не следует забывать, что ведомым в паре - военный летчик-снайпер подполковник Юрий Якименко, имеющий большой опыт боевой работы в условиях Северного Кавказа.
"Пока не найдены летчики и самолеты - анализировать ситуацию и делать выводы преждевременно. Всякие версии следует воспринимать лишь как возможные варианты случившегося," - подчеркивают военные эксперты.

Главнокомандующий ВВС генерал армии Анатолий Корнуков взял под личный контроль расследование происшествия с фронтовыми бомбардировщиками Су-25. В пресс-службе Министерства обороны России сообщили, что главком ВВС был немедленно поставлен в известность об инциденте.

Другой представитель Главного штаба ВВС сообщил, что, очевидно, оба самолета потерпели катастрофу, и их летчики погибли. Он пояснил, что при катапультировании пилотов из терпящих аварию самолетов автоматически срабатывают радиомаяки, вмонтированные в кресла катапульты, чего наземные службы управления полетами в данном случае не зафиксировали.

Штурмовик Су-25 создан в ОКБ имени П.О.Сухого. Первый полет опытного самолета состоялся в 1975 году. Предназначен для поражения живой силы и техники противника. Экипаж - 1 человек, взлетная масса - 14 500 кг., максимальная скорость полета у земли 1000 км/час, практический потолок - 7 км. Имеет на вооружении управляемые ракеты, бомбы, скорострельную пушку и неуправляемые реактивные снаряды.

В общей сложности выпустили более тысячи штурмовиков. Более всего штурмовики известны тем, что их трудно сбить: они могут летать даже без одного двигателя. Су-25 экспортируется в России с 1975 года. Стоимость самолета при поставке на экcпорт составляет $3 миллиона.

Инцидент с двумя пропавшими Су-25 практические повторяет события октября 1999 г., когда российские ВВС единственный раз за вторую чеченскую войну понесли потери. Тогда за один день пропали два самолета – Су-24 и Су-25, и боевики заявили, что сбили с их Stinger’ами. Российские военные сообщили, что самолеты действительно пропали "в условиях очень плохой видимости", но не давали комментариев о том, что конкретно с ними случилось.

Позднее выяснилось, что один из самолетов – Су-24 действительно сбили, и один из его летчиков погиб, а другой – Сергей Смыслов – попал в плен. По некоторым данным, чеченцы хотели расстрелять его, но Смыслов был освобожден "федеральными силами при содействии группы лояльных лиц".

Читайте также

Выбор читателей