Охота на семью депутата Госдумы

В Иркутске от пуль наемных убийц скончался родной брат депутата Госдумы Башира Кодзоева Тимур. Между мартовским покушением на депутата и убийством его старшего брата возможна прямая связь

Совсем недавно, в марте этого года, трагические подробности покушения на жизнь депутата Госдумы России Башира Кодзоева обошли все СМИ. Жертва покушения, к счастью, выжила, несмотря на хорошую подготовку киллеров. Мотивы преступления обсуждались и на милицейских планерках, и в думских кабинетах. И вот – новая трагедия постигла семью Кодзоевых. В Иркутске от пуль наемных убийц скончался старший брат депутата, Тимур Кодзоев.

В пятницу, около 9 утра, на перекрестке улиц Карла Либкнехта и 1-й Советской неизвестные преступники расстреляли джип, в котором находился Тимур Кодзоев и еще три человека. Брат депутата скончался на месте от ранения в голову, второй пострадавший – телохранитель Слутдин Арчаков с открытой черепно-мозговой травмой, огнестрельным слепым ранением черепа и обширным повреждением мягких тканей, в состоянии комы был доставлен в отделение нейрохирургии областной клинической больницы. В этот же день он скончался. В Иркутске был введен план "Сирена", но по горячим следам преступников задержать не удалось. Лишь к концу дня сотрудники правоохранительных органов обнаружили автомобиль, на котором убийцы скрылись с места происшествия. Там же киллеры бросили и оружие.

Официальные предположения по поводу мотивов убийства представители правоохранительных структур пока не озвучили. Тимур Кодзоев возглавлял представительство Ингушетии в Иркутской области и собирался баллотироваться в депутаты Государственной думы от этой республики; кроме того, он возглавлял несколько коммерческих структур. По мнению иркутского источника "Yтра", в настоящий момент следствие рассматривает две основные версии – коммерческую, то есть связанную с предпринимательской деятельностью Кодзоева, и конфликт с криминальными структурами. Хотя, по словам этого же источника, вполне возможно, что между мартовским покушением на Башира Кодзоева и убийством его старшего брата имеется прямая связь: "Просто семейству Кодзоевых объявили войну".

Напомним, покушение на депутата тоже произошло по классическому сценарию наемных убийц. Выстрелы в Звонарном переулке прозвучали 14 марта в 14:20. В тот момент, когда 33-летний Башир Кодзоев, выйдя из здания компании "Лукойл", сел в машину, она была обстреляна из АК-74 с глушителем. Капитан милиции Юрий Сазонов, охранник и водитель депутата, от полученных ранений скончался еще до приезда медиков. Сам Кодзоев немедленно был доставлен в институт имени Склифосовского, где ему сделали операцию. Сотрудники милиции, прибывшие на место происшествия, к концу дня восстановили примерную картину покушения. По мнению оперативников, киллеров было двое: один стрелял в джип Кодзоева из окна заброшенного дома в Звонарном переулке, а второй руководил его действиями по рации. Во всяком случае, милиционерам удалось обнаружить на месте преступления куртку, ориентировочно принадлежащую одному из убийц, и переговорное устройство. Орудие преступления – автомат Калашникова – преступники тоже не стали забирать с собой: его обнаружили на третьем этаже здания, из окна которого были произведены выстрелы.

Через несколько дней Александр Кирушев, заместитель начальника Главного управления МВД РФ, рассказал журналистам о том, как движется расследование этого преступления. По его словам, первая версия связана с коммерческой деятельностью депутата. Кодзоев занимался реализацией ряда коммерческих проектов и выступал в качестве гаранта для возврата кредитов. Например, он под личные гарантии добыл два миллиона долларов на развитие Верхне-Ленского речного пароходства, от которого зависит полноценный летний завоз грузов в северные регионы страны. На сегодняшний день деньги кредиторам не возвращены, а пароходство переживает процедуру банкротства, инициированную властями Иркутской области. Сами речники называют процедуру противозаконной и считают, что к этому имеет отношение губернатор Иркутской области.

Через Верхне-Ленское речное пароходство проходят гигантские финансовые средства. Как утверждает генеральный директор предприятия Николай Паленный, процедура банкротства задумана для того, чтобы взять их под контроль. В итоге вернуть кредиторам деньги не представляется возможным. Несколько тысяч работников пароходства могут остаться без работы, а оставшиеся речные суда пойдут с молотка в счет оплаты долгов, или их попросту разворуют. Чтобы не допустить этого, руководство Верхне-Ленского пароходства направило письма в местное управление ФСБ и в УБОП, но ответов пока не последовало. Речники не исключают, что губернатор Иркутской области использует правоохранительные органы для защиты своих интересов.

Вторая версия, разрабатываемая следствием, связана с возможным участием депутата в качестве посредника в урегулировании различных споров между компаниями "Иркутскэнерго" и РАО "ЕЭС России". Следствие располагает данными, что Кодзоев, возможно, лоббировал определенные интересы в энергетическом комплексе.

Действительно, следователям есть о чем подумать. Тем более, кристально чистой репутацию братьев Кодзоевых назвать сложно – если верить авторам публикаций в "Байкальской Открытой Газете", в их жизни было много неоднозначных моментов. Виктор Прокопьев, редактор "Байкальской Открытой газеты", и Виталий Камышев, ее учредитель, писали следующее:
"Для тех, кто следит в последние годы за криминальной хроникой в иркутских газетах, имя этого человека (равно как и его братьев Мурада и Тимура Кодзоевых) очень знакомо. Еще год назад жители Иркутска могли видеть фотопортрет одного из братьев Кодзоевых на стендах "Их разыскивает милиция" (он был объявлен в федеральный розыск).
Избранию Башира Кодзоева не помешало наличие возбужденного следственным управлением УВД Иркутской области уголовного дела №4358 (следователь Акмайкина Людмила Владимировна, подследственные: Кодзоев Мурад Ильясович, Кодзоев Башир Ильясович). Дело это, объемом в 35 томов, включает в себя уголовные дела №19804 от 24 марта 1997 г., №№43801, 43858, возбужденные той же инстанцией по фактам хищений в особо крупных размерах. В деле, в частности, фигурирует эпизод, связанный с хищением взятых в кредит в Ленинском филиале Сбербанка 300 миллионов рублей (в ценах 1993 года) братом депутата от "Единства" Мурадом Кодзоевым (возглавлявшим кооператив "Кизи"). Вел дело следователь Ленинского РОВД Кунгуров. Тогда же, в 1993-м, вся документация кооператива "Кизи" внезапно взорвалась в вагончике и сгорела – вместе с бухгалтером Деминой.
Фигурируют в деле и махинации с нефтепродуктами под северный завоз. Пикантно в этой связи выглядит тот факт, что депутат Башир Кодзоев в новой Думе стал членом Комитета по делам Севера. А еще там речь идет о хищении 53 вагонов с сахаром через Осетровский порт (ущерб составил 13 миллиардов рублей – цены 1996 г.), о махинациях с сахаром на чаеразвесочной фабрике..."

Что ж, эмоции – эмоциями, политика – политикой, но публикации в "Открытой Байкальской газете" действительно вышли авторам боком. Профилактические беседы в УВД города следовали одна за другой, Восточно-Сибирское региональное управление контроля за соблюдением законодательства о СМИ и печати (обычно весьма лояльное к журналистам) в лице его начальника В.И.Кулеша вынесло "Байкальской Открытой газете" предупреждение за разжигание национальной нетерпимости и розни. После обращения в декабре 1999 г. в прокуратуру Башира Кодзоева (еще в бытность его кандидатом в депутаты) против главного редактора Прокопьева было возбуждено уголовное дело по ст.129, ч.2 "Клевета с предъявлением особо тяжкого обвинения". В апреле прошлого года депутат подал заявление о прекращении дела, а Прокопьев был уволен. Но после того как "Байкальская Открытая газета" вновь опубликовала нелицеприятный материал о Кодзоеве, реакция милиции оказалось действительно оперативной – и уже бывшего (!) редактора задержали милиционеры отделения №1 Свердловского РУВД.

После покушения на Башира Кодзоева вся вышеизложенная информация оказалась на страницах центральных СМИ. Поэтому 19 марта в Иркутске в представительстве Республики Ингушетия прошла пресс-конференция его брата Мурада Кодзоева. Он отметил, что необходимость встречи с журналистами возникла по причине того, что "местная и российская пресса обнародовала факты, не соответствующие действительности", а многочисленные уголовные дела, о которых говорит пресса, – "вымысел". Все проблемы с законом у братьев начались еще при "старом" составе администрации Иркутской области. Козодоевых не раз вызывали в Серый дом и требовали отказаться от сотрудничества с депутатом Госдумы от Ангарска Виктором Машинским, в противном случае им грозили возбуждением и "раскручиванием" уголовных дел. Кодзоевы от Машинского не отказались, вот тогда-то, по словам Мурада, было заведено дело "по сахару", и Баширу Кодзоеву не оставалось ничего другого, как "либо смириться с этим положением, либо идти до конца", то есть баллотироваться в депутаты Госдумы. Как выяснилось позже, говорит Мурад Кодзоев, ничего серьезного следствие братьям предъявить не смогло бы, их просто подставили, и даже "Юрий Ножиков просил извинения за все эти дела". Однако, по информации из компетентных источников, другие подследственные по этому делу все же не избежали наказания. Вопрос о том, что в свое время он находился в федеральном розыске, Мурад Кодзоев отклонил как не имеющий под собой "почвы", еще раз повторив, что "перед законом он чист".

Заявления учредителя "Байкальской Открытой Газеты" Виталия Камышева прессе были связаны, по мнению Мурада Кодзоева, прежде всего с тем, что тот одновременно с Баширом баллотировался в депутаты Госдумы от "Яблока", но не прошел – отсюда и все "негативные высказывания".

На вопрос журналистов о том, что делал Башир Кодзоев в офисе "Лукойла", возле которого на него и было совершено покушение, его брат Мурад ответил, что "никаких дел у Башира Кодзоева с "Лукойлом" нет, просто в этом же здании находится Юридическое управление России", куда и приезжал депутат Госдумы. И вообще, последнее время депутат Кодзоев "занимается только политической деятельностью". Брат депутата отметил также, что в Иркутске Башир Кодзоев бывает очень редко, поэтому нет смысла утверждать, что покушение на него было "совершено из-за экономической деятельности в нашей области". Причиной покушения, считает Мурад Кодзоев, стала подача Баширом запроса в Счетную палату по проверке расходования средств, выделенных на "северный завоз". По итогам проверки были обнаружены нецелевое использование средств и хищения в крупных размерах. А март – самое время распределения денег, поэтому кому-то выгодно было убрать "пробивного" депутата. Сам же Башир Кодзоев в интервью газете "Известия" предположил, что покушение на него связано не с политической деятельностью, а скорее с крупным государственным проектом, которым он занимался последнее время.

И вот теперь во всех этих противоречивых историях предстоит разбираться следствию. Похоже, при таком объеме работ искать убийц Тимура Кодзоева можно до второго пришествия...

Выбор читателей