Рюмка и футбольный мяч против Интернета

Издательство "Терра-спорт" представило читателям книгу ветерана отечественной спортивной журналистики Александра Кикнадзе "Обожаемый интриган". Что за интриган? Да футбол, конечно же

Определенный спрос на футбольную литературу у нас существовал всегда. А вот предложение было весьма скудным. Вот почему "футболофилы" всех возрастов сметали в момент любую печатную продукцию, посвященную любимой игре. Сам вспоминаю, как до дыр зачитывал "Чашу "Мараканы" Фесуненко или с каким упорством выискивал ежегодные футбольные справочники издательства "Московская правда". Не занаряжено было больших площадей под литературу о футболе, и всё тут. Сейчас – дело другое. Не в дешевеньких мягких обложках, а в роскошных цветных переплетах приходит к нам в дома печатное слово о футболе. Радует глаз и внешний вид книги Александра Васильевича Кикнадзе "Обожаемый интриган", выпущенной в начале этого года издательством "Терра-Спорт".

Молодому поколению любителей спорта больше известны его сыновья Василий и Кирилл, известные тележурналисты. А для болельщиков старшего поколения имя Александра Кикнадзе стоит в ряду таких мэтров спортивной журналистики как Аркадий Галинский, Лев Филатов, Юрий Ваньят... Много чего повидал на своем веку Александр Васильевич, соответственно, есть ему и о чем рассказать.

Футбол самоценен сам по себе, но его окружает еще и неповторимая атмосфера, своеобразная, ни с чем не сравнимая аура, череда образов, дополняющая и без того насыщенную картинку футбола-зрелища, футбола-искусства.

Олимпиады и чемпионаты мира, города и стадионы, лица, встречи, интервью – всё это складывается в целостную картинку, именуемую впечатлением. Мальчишка в желтых трусах, гоняющий мяч босиком на пляже, – это Тунис; неустрашимость итальянца Джентиле – это Испания-82; поездка верхом на радиаторе машины-развалюхи – это уже Мексика. Можно забыть счет того или иного матча, но вот эти маленькие штрихи останутся в памяти навсегда. Лично для меня одним из самых запоминающихся впечатлений чемпионата мира девяностого года стали не рыдания Гаскойна или Марадоны, а полные слез огромные голубые глаза девушки-бразильянки после необъяснимого, а потому чудовищного поражения ее команды от аргентинцев. Я, однако, видел эти слезы на экране старенького "Рубина", а Александр Кикнадзе мог видеть их воочию, что, конечно лишь повышает ценность восприятия таких эпизодов. Донести их до читателя, который был лишен возможности насладиться околофутбольной атмосферой праздника, и есть задача таких книг-воспоминаний.

И как же хочется согласиться с авторским утверждением, что "рюмка и футбольный мяч, а не Интернет останутся главными средствами обмена информацией и в 21 веке"! Так что "записки очевидца" Александра Кикнадзе – это еще и записки жизнелюба и романтика, который на 250 страницах своей книги проводит нас по пяти материкам, в глубь десятилетий.

Правда, следует отметить, что, полагаясь больше на свою память, дуайен нашей спортивной журналистики уж очень часто допускает ошибки и нелепости. Не побоюсь показаться буквоедом, но все-таки заострю внимание читателей на некоторых из них. Воспоминания, какими бы они ни были, – субъективны, зато объективны выдержки из судейских протоколов.

Например, любой мало-мальски разбирающийся в реалиях мирового футбола гражданин знает, что сборной Великобритании по футболу просто не существует, зато членами ФИФА являются федерации Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса.

Или же возьмем упоминание об известной истории про везучего Поркуяна, который вытащил нам в качестве соперника по четвертьфиналу чемпионата мира-70 сборную Уругвая. Альтернативой им могли стать куда более авторитетные итальянцы, но никак не "эти ужасные бразильцы", как полагает уважаемый Александр Васильевич.

Любой футбольный эстет мечтал бы посетить такой судьбоносный и потрясающе захватывающий матч как матч Италия – Бразилия на чемпионате мира в Испании. Автору "Обожаемого интригана" повезло – он видел эту игру живьем. Однако эмоции от великолепного пиршества футбола не должны искажать достоверную информацию о том матче. Роковую ошибку, приведшую ко второму голу в ворота бразильцев, допустил Тониньо Серезо, а не Леандро, названный в книге к тому же почему-то Леонардо. А ответный гол Фалькао забил могучим ударом ровнехонько с линии штрафной, то есть метров с восемнадцати, но не с 8-10, как указывает Кикнадзе. Впрочем, это конечно, мелочи – от такой игры кто угодно может потерять голову.

Претензии эти, конечно, можно адресовать и к редакторам "Обожаемого интригана". Стоило им открыть любой футбольный справочник, как они бы узнали, что на том же чемпионате мира-82 второй гол советской сборной в ворота новозеландцев забил не Гаврилов, а Блохин (Юрий Гаврилов забил первый), а решающий пенальти в феерическом полуфинале ФРГ – Франция реализовал не Румменигге, а Хрубеш (могучая фигура торжествующего западного немца до сих пор пляшет перед глазами).

Ну, это дела относительно давние, а вот, скажем, тот факт, что уругваец Карделлино назначил пенальти за игру Хидиятуллина вне штрафной рукой при счете уже 0:1 (а не 0:0, как пишет автор), человек в футболе искушенный должен помнить. Конечно, эти неточности (а я, поверьте, перечислил далеко не все из них) здорово снижают общее благоприятное впечатление от книги. Впрочем, живые и эмоциональные образы иной раз значат гораздо больше, чем сухие строчки отчетов. Эмоции же так и брызжут с каждой страницы "Обожаемого интригана", и среди них иной раз теряется элементарный здравый смысл. А версия об истоках нелюбви к сборной СССР шведского судьи Фредрикссона, на двух мировых чемпионатах подряд губившего нашу команду, выглядит и вовсе чистой фантасмагорией.

Согласно А.В.Кикнадзе, жил-был в Швеции маленький клерк, футбол обожавший, но ни малейших способностей к нему не имевший. Чтобы хоть как-то приобщиться к манящему миру игры миллионов, клерк (то бишь Эрик Фредрикссон) занялся судейством футбольных матчей, постепенно поднявшись до уровня арбитра ФИФА. Пока всё правдоподобно, чудеса пойдут дальше.

Приезжает наш швед судить международный (по всему видно – еврокубковый) матч в Советский Союз, и тут ему недвусмысленно предлагают помочь советской команде в обмен на определенное материальное вознаграждение. Фредрикссон, подлец, с радостью идет на сделку с остатками совести. Сделав свое черное судейское дело, в аэропорту швед получает заветный конвертик, в котором впоследствии обнаруживает не девятьсот твердых американских долларов, а девятьсот никому не нужных на Западе европейских рублей. Пропитавшись, таким образом, ненавистью к русским, он "поклялся рано или поздно рассчитаться с недостойными обманщиками".

Эта история, якобы услышанная Александром Васильевичем от трех различных московских судей, вызывает огромные сомнения. Уж очень смехотворной выглядит сумма взятки, предложенной Фредрикссону. За 900 долларов у нас не станет мараться даже арбитр, обслуживающий матчи команд первой лиги, а тут... Швед (!) за помощь в международном матче (!!) еврокубков (!!!) берет всего 900 "зеленых". Ну и потом – даже если и так, то какому шутнику пришло бы в голову вручать шведу (а деньги ему передавал господин "интеллигентного" вида) 900 рублей? Даже при всей строгости нашего тогдашнего валютного законодательства, наличные доллары приобрести всегда было можно. Ради такой-то цели.

В общем, я бы к этой истории серьезно относиться не стал. Но, опять-таки, не будем придираться к частностям. Важным же я считаю то, что книга написана с неподдельной страстью к любимой игре, читается на одном дыхании, и то, что автору удалось через годы и десятилетия донести свежесть своих впечатлений до современного читателя. Тот, кто футболом интересуется всерьез, получит возможность освежить свои воспоминания, сравнить свое видение далеких событий с точкой зрения автора, поспорить с ним, наконец. Те же, кто от футбола далеки, также, уверен, найдут "Обожаемого интригана" вполне занимательным и симпатичным чтивом, из которого можно узнать много забавного не только о футболе. В конце концов, не футболом же одним жив человек. Есть еще рюмка и Интернет.

Выбор читателей