Иерусалим атакует Каир через Вашингтон

Военное сотрудничество Северной Кореи и Египта позволит властям Каира нанести ракетный удар практически по любой точке на территории Израиля

21 июня начнется официальный четырехдневный визит министра иностранных дел Египта Ахмеда Махера в Вашингтон. Планируется, что во время своего пребывания в США он встретится с госсекретарем Колином Пауэллом. По словам главы египетского МИДа, "предстоящие переговоры будут посвящены ситуации на Ближнем Востоке, в частности усилиям международного сообщества - США, Египта, ЕС, России и ООН - по возобновлению палестино-израильского мирного процесса". На этой неделе Махер также сообщил, что обсудит в Вашингтоне "вопросы, связанные с Суданом и Ираком. Египет попытается получить американские гарантии мирного урегулирования гражданской войны в Судане".

В ходе своего визита в США египетский министр иностранных дел планирует встретиться с членами конгресса, а также представителями еврейского и арабского лобби.

Напомним, что Ахмед Махер ас-Саид был назначен на должность главы египетского МИДа в мае текущего года. 65-летний министр (юрист по образованию) начал свою дипломатическую карьеру еще во времена Гамаля Насера, в 1957 году. После прихода к власти Анвара Садата, в 1971-74 гг. он был советником президента по вопросам национальной безопасности, а в 1978-80 годах возглавлял секретариат МИДа. Махер дважды принимал участие в израильско-египетских переговорах (в 1978 и 1988 гг.) и является одним из архитекторов Кэмп-Дэвидских соглашений. За годы своей карьеры Ахмед Махер работал в Конго, Франции, Швейцарии, Португалии и Бельгии. В 1988-1992 годах он был послом Египта в Москве, а до недавнего времени занимал должность египетского посла в Вашингтоне. По словам бывшего посла Израиля в США Залмана Шуваля: "Махер - человек открытый, придерживающийся космополитических взглядов".

Новый глава МИДа имеет в Соединенных Штатах весьма обширные связи. С его назначением Хусни Мубарак надеялся укрепить свои отношения с Вашингтоном, которые заметно ухудшились в период "монополии" на ближневосточный мирный процесс президента Клинтона.

В связи с этим представляют особый интерес появившиеся накануне визита Махера сообщения американских СМИ о сотрудничестве Каира и Пхеньяна в военно-технической области. По словам хорошо осведомленного источника, приближенного к посольству Израиля в Вашингтоне, данная информация "просочилась" в прессу не без участия израильских спецслужб и некоторых представителей "American-Israel Public Affairs Committee" (AIPAC). Так, стало известно, что представители министерства обороны и оборонной промышленности Египта при участии высокопоставленных офицеров Службы общей разведки ведут переговоры с Северной Кореей о закупке технологий по производству баллистических ракет класса "Земля-земля". Одновременно Египет рассматривает возможность приобретения у КНДР 50 двигателей для баллистических ракет. Кроме этого, по данным американских спецслужб, в реализации ракетной программы Каира участвуют от 50 до 300 северокорейских специалистов. Они, в частности, работают над увеличением радиуса действия ракет типа "Скад", находящихся на вооружении египетской армии.

По мнению американских экспертов, это сотрудничество способно существенно изменить баланс сил в регионе, поскольку Египет получит возможность нанести ракетный удар практически по любой точке на территории Израиля.

Вышеизложенные факты представляют лишь незначительную часть той информации, которой располагают спецслужбы Израиля о военно-техническом сотрудничестве Египта и КНДР. Впервые эта тема была затронута израильской стороной в мае на переговорах премьер-министра Ариэля Шарона и главы Совета по национальной безопасности Узи Даяна с шефом ЦРУ Джорджем Тенетом и главой оборонного ведомства США Дональдом Рамсфелдом. Тогда же Шарон предложил американской стороне пересмотреть вопрос о военной помощи, которую ежегодно оказывают США Египту (по разным источникам, от $1,3 до $2,1 млрд.). После того, как информация об этом попала в СМИ, израильский премьер официально ее опроверг и не стал настаивать на своем предложении. В середине марта Иерусалим еще надеялся, что правительству национального единства все-таки удастся найти взаимопонимание с египетским президентом, вследствие чего Каир начнет играть более позитивную и сбалансированную роль в урегулировании израильско-палестинского конфликта. Однако, несмотря на все усилия Шимона Переса (посетившего Египет в апреле) и личного посланника премьера Шабтая Шавита (бывшего главы "Мосада"), Хусни Мубарак не изменил своего негативного отношения к Ариэлю Шарону.

После неприемлемой для Израиля египетско-иорданской "мирной" инициативы и постоянно повторяющихся гневных высказываний египетского президента в адрес Иерусалима стало ясно, что ожидать потепления в двусторонних отношениях бессмысленно. Более того, в политическом руководстве и армейском командовании Египта наблюдалось усиление радикальных элементов, занимающих антиизраильскую позицию. В конце апреля политический советник египетского президента Усама эль-Баз заявил, что если между Египтом и Израилем возникнет вооруженный конфликт, он "станет последним гвоздем в гроб еврейского государства".

В то же время, по каналам "Мосада" и АМАНа (военная разведка) в Иерусалим продолжала поступать информация о египетской гонке вооружений. Речь шла о сотрудничестве Египта с не только КНДР, но и с другими странами. Так, например, израильскими спецслужбами тщательно отслеживались контакты министерства обороны и оборонной промышленности и Службы общей разведки Египта с частными германскими компаниями с целью закупки оборудования для создания баллистических ракет (в частности, типа "Аль-Бадер" и "Вектор") среднего радиуса действия. Из Европы закупленное оборудование через Дальний Восток (Японию и КНДР) было доставлено по месту назначения.

В прошлом месяце у большинства представителей израильского руководства развеялись последние надежды на возможные перемены в отношениях с Египтом. Тогда Амр Мусу - сторонника жесткой линии относительно Израиля - на посту главы МИДа сменил "космополит" и "миротворец" Ахмед Махер. Уже спустя несколько дней он показал свой "мирный" настрой, публично отказавшись встречаться со своим израильским коллегой. Как следствие, в Израиле решили спровоцировать администрацию Буша на пересмотр политики в отношении к Египту. Отметим, что способ для этого был выбран весьма удачно. Дело в том, что лидеры республиканцев рассматривают Ким Чен Ира как одного из главных потенциальных противников США. Согласно американскому законодательству, страна, сотрудничающая с КНДР в экономической и тем более военно-технической области, автоматически подвергается санкциям со стороны Белого дома. Кстати, два года назад на две египетские компании уже были наложены санкции США, после того как стало известно об их сотрудничестве с Северной Кореей.

В начале июня Вашингтон предложил Пхеньяну возобновить переговоры о сокращении миллионной армии КНДР и свертывании ее ракетной программы. Изначально было ясно, что на американских условиях северокорейский режим не пойдет на подобный диалог и всячески постарается его сорвать, что вскоре и произошло. Это еще больше ужесточило позицию консерваторов в команде Буша по отношению к режиму Ким Чен Ира, что способствовало интересам окружения Шарона.

На этом фоне "слив" в американские СМИ информации о военно-техническом сотрудничестве Каира и Пхеньяна вполне мог дать практические результаты. Республиканцы просто не могли "не заметить" подобных сообщений, поскольку "угроза распространения ракетных технологий и неконвенционального оружия" - краеугольный камень всей внешнеполитической доктрины. Учитывая интересы определенных политических и военно-финансовых кругов США, а также используя свои обширные связи и влиятельное еврейское лобби, инициаторам этой "провокации" удалось привлечь внимание политиков и журналистов. В результате группа конгрессменов изучает возможность потребовать от Белого дома полного прекращения военной помощи Египту и принятия ряда других мер против этой страны.

В последние дни американский посол в Каире Дан Карцер несколько раз встречался с высокопоставленными египетскими чиновниками и передал им послание Вашингтона по поводу сотрудничества с КНДР, выдержанное в довольно жестких тонах. Каир, в свою очередь, категорически отвергает любые обвинения в связях с северокорейским режимом. Планируется, что эта тема станет одной из главных на предстоящих переговорах министра иностранных дел Египта в Вашингтоне.

На следующей неделе США посетит и глава правительства Израиля Ариэль Шарон. Несложно догадаться, что вопрос об американской военной помощи Египту вновь будет затронут лидером еврейского государства, однако теперь уже в гораздо более настойчивой форме. Инициаторы вышеописанной акции все тщательно просчитали - утечка информации помогла подготовить соответствующую атмосферу накануне приезда главы египетского МИДа и израильского премьера.

Как будут развиваться события в дальнейшем, предсказать довольно сложно. Вашингтон вряд ли пойдет на разрыв отношений с одним из главных своих стратегических партнеров в регионе, тем более на фоне растущих в арабском мире антиамериканских настроений. При этом нельзя забывать и о весьма влиятельном финансовом и военно-промышленном проарабском лобби в самой Америке. В таких условиях развить первоначальный успех инициаторам "слива" будет чрезвычайно сложно. Хотя, искусно используя доктринальные и корпоративные противоречия в администрации Буша и вокруг нее, они все-таки способны частично дестабилизировать американо-египетские союзнические отношения.

Кстати, на уходящей неделе практически никто не обратил внимания на сообщение российского отделения Middle East Newsline, согласно которому в последнее время между Каиром и Москвой ведутся тайные переговоры о поставках в Египет российских зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ. Как говорится, свято место пусто не бывает, тем более что, по словам самого Буша, Путин прекрасный политик, с которым можно "решать вопросы".

"Новости Онлайн" специально для "Yтра"

Выбор читателей