Есть ли управа на телефонных "пиратов"? Ч. 1

Хотя нам все чаще показывают захват правоохранительными органами очередного нелегального "переговорного пункта", статистика неумолима: число несанкционированных подключений к телефонам граждан продолжает расти

Проблема телефонных "пиратов" стала в России актуальной как никогда. Хотя нам все чаще показывают захват правоохранительными органами очередного нелегального "переговорного пункта", статистика неумолима: число несанкционированных подключений к телефонам граждан продолжает расти. Нет-нет, да получает добропорядочное небогатое семейство счет со многими нулями за разговор с Колумбией, Вьетнамом или Нигерией. И хотя сегодня сами связисты стараются переводить "проблемные" страны на разговоры через оператора, ситуация остается напряженной. На смену афро-азиатским любителям халявы приходят горячие джигиты из Закавказья и Средней Азии. Слава Богу, путем неоднократных судебных разбирательств удалось убедить связистов в неправомерности – при неоплате международных и междугородних переговоров – отключения телефона вообще: теперь отключают только "8". Что тоже не есть здорово. Как же защитить себя от телефонного пиратства? Да и возможно ли это?

К сожалению, картина на этом фронте безрадостная. "Пираты" оснащены техникой куда более совершенной, чем наши телефонные узлы. С учетом того, что сия "суперсовременная" техника чаще всего сделана отечественными "кулибиными" буквально "на коленке", в желании защитить граждан от пиратских нападений связистов заподозрить сложно: неужели целые институты не могут сделать того, на что способен любой недоучившийся студент? Специалисты считают, что правовое закрепление обязанности оператора связи обеспечить контроль доступа на местной телефонной сети способно значительно улучшить положение дел.

Пока же при получении "левого" счета возможностей у вас немного. Для начала постарайтесь доказать самому телефонному узлу, что "вас здесь не стояло": напишите претензию, к которой приложите задокументированные доказательства вашей физической невозможности вести телефонные переговоры в то время, которое зафиксировано в счете. Например, вы были в командировке, отпуске или в больнице – прилагайте копии билетов на проезд, бюллетеня, эпикриза, путевки, билетов в кино в другом городе в конце концов. Если переговоры велись в ваше рабочее время, постарайтесь вспомнить, что вы в это время делали. Может, находились на собрании? Предоставляйте протокол собрания со списком присутствовавших лиц. Печатали на компьютере документ? Сложнее, но можно воспользоваться тем, что компьютер сохраняет время создания документа. Если у вас на работе строго фиксируется время прихода и ухода, считайте, что вам повезло. Есть прецедент, когда использованный проездной с отмеченным временем и датой прохода в метро помог доказать факт отсутствия абонента в квартире.

Требуйте проведения экспертизы на предмет незаконного подключения к вашему телефону. Если ваш телефон не имеет радиотрубки, скорее всего был факт подключения к вашей линии "левого" аппарата механическим способом, а он всегда оставляет следы. Надо честно сказать, что связисты могут искать следы подобного подключения неохотно: кому охота признавать незащищенность своих линий и лишаться возможности возмещения убытков. Поэтому не останавливайтесь на ведомственной проверке: идите в органы защиты прав потребителей и просите помощи в проведении независимой экспертизы.

Например, Марийскому антимонопольному территориальному управлению удалось помочь гражданке Б. ОАО "Мартелеком" выставило ей счет за междугородние переговоры с Баку. Расследование, проведенное связистами, факта несанкционированного подключения к телефону не выявило. Между тем сама гр-ка Б. утверждала, что в то время, когда зафиксированы переговоры, она находилась на работе. Созданная при содействии антимонопольного ведомства комиссия при повторном тщательном обследовании обнаружила нарушение изоляции провода линии связи и следы подключения другого телефонного аппарата.

Обращайтесь в правоохранительные органы. Сегодня подразделения по борьбе с преступлениями в области высоких технологий создаются по всей России. Если в вашем районе уже есть факты нелегальной деятельности телефонных "пиратов" и разговоры шли с тем же регионом, что и в вашем случае, это может служить косвенным доказательством вашей правоты. К тому же, даже если вы и проспорите связистам, в случае поимки халявщиков (а такие случаи происходят все чаще) есть шанс, опираясь на поданное заявление, стребовать свои деньги назад.

Надо признать, что часто связисты прислушиваются к доводам абонентов: особенно если разговор шел с "проблемными" регионами. Если же доказать ничего не удалось, со всеми собранными доказательствами идите в суд.

К сожалению, судебная защита потребителей также имеет ряд процессуальных сложностей. Законом не закреплена обязанность оператора связи доказывать не только факт ведения разговоров с данного абонентского номера, но и факт оказания услуги именно абоненту. В сочетании с отсутствием обязанности обеспечивать недоступность линий для постороннего вмешательства это создает неоправданные привилегии для связистов. В результате в суде гражданину, невзирая на презумпцию невиновности, приходится доказывать тот факт, что он не получал услуги телефонной связи. При этом на стороне связистов зафиксированное соответствующим оборудованием соединение, а у потребителя – в лучшем случае косвенные доказательства и его честное слово. Поэтому, если есть возможность договориться со связистами "по-хорошему" – договаривайтесь.

Если же вам повезло и суд признал вашу правоту, имейте в виду – вы можете не только избавиться от необходимости оплаты чужих разговоров, но и взыскать со связистов свои убытки – в том числе в связи с неработавшей "8", а также за моральный ущерб. Бейте на то, что в несанкционированном подключении виноваты связисты, не обеспечившие достаточную защиту линии.

Но имейте в виду: если у вас стоит несертифицированный телефонный аппарат, виноваты будете вы и только вы. Поэтому не покупайте, гонясь за дешевизной или "крутизной", продукцию без сертификата. Множество несанкционированных подключений происходит потому, что аппарат абонента не был приспособлен к нашим мало защищенным линям. Подумайте сами: готовы ли вы оплачивать "пиратские" счета ради возможности ходить с трубкой домашнего телефона в супермаркет?

В случае если у вас сертифицированный радиотелефон, старайтесь не снимать трубку с базы надолго. И уж точно кладите трубку на базу, когда уходите на работу и ночью: большинство подключений идет именно в это время.

С "проводным" подключением бороться несколько проще, если это делать коллективно. В основном, подключаются к линии на распределительных щитах, расположенных в подъезде. Поэтому наличие консьержки или хотя бы надежного домофона резко уменьшает вероятность "пиратства".

Окончание следует<.i>

Выбор читателей