Капиталы для российских авто

Реинвестирование российского промышленного капитала в смежные отрасли остается в центре внимания аналитиков и наблюдателей

Реинвестирование российского промышленного капитала в смежные отрасли остается в центре внимания аналитиков и наблюдателей. По мнению многих экспертов, тенденцию в этом процессе задает инвестиционно-промышленная группа "Сибал", осуществляющая в последнее время масштабные вложения в отечественную автомобильную промышленность.

Какие факторы предопределяют направление инвестиций? Говоря о причинах интереса российских металлургов к автопрому и, в частности, объясняя мотивы прихода "Сибала" на ГАЗ, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, председатель научно-консультационного совета ИПГ "Сибал" Константин Ремчуков отмечает, что выбор был предопределен целым рядом обстоятельств.

- Группа "Сибал" никогда не рассматривала "ГАЗ" как убыточное производство. В автомобилестроении существует гигантская скрытая рентабельность. Очень много ее спрятано в бартере, поставках запчастей, комплектующих, в схемах работы с дилерами, при которых они платят за автомобили не деньгами, а встречными поставками. Ну и, мне кажется, нужно учитывать такой аспект, как амбиции бизнесменов. Одно дело что-то доказывать в сырьевых отраслях и совсем другое - в обрабатывающих отраслях с высоким уровнем добавленной стоимости. То есть, условно говоря, Олег Дерипаска хочет позиционировать себя в качестве русского Форда. Этот мотив находится за рамками инвестиционной целесообразности, но игнорировать его нельзя.

Насколько обоснованы амбиции президента ИПГ "Сибал" стать русским Генри Фордом? Об этом по нашей просьбе высказались политики, представители бизнеса и деятели культуры.

"Российская экономика пошла на подъем, поэтому совершенно уместно появление у нас бизнесменов с государственным мышлением, - считает Александр Зеленцов, председатель совета директоров "НИКО-банка". - Может быть, с учетом национального менталитета таких бизнесменов-государственников правильнее было бы сравнивать, например, с Демидовым. Но во времена Демидова в России еще не производили автомобилей. А во времена Форда в США автомобилестроение пошло в гору. Поэтому думаю, что в сравнении нашего бизнесмена с Фордом не только нет негативного смысла, но напротив - присутствует аванс надежд, связанный с поиском национальной идеи".

У нас в России, к сожалению, пока еще не было своего Форда, иначе бы на смену дребезжащим "Волгам" и рассыпающимся "шестеркам" пришли по-настоящему добротные, современные модели автомашин, которых уже давно ждет - не дождется отечественный потребитель, - говорит депутат Государственной думы Александр Подгурский. - Но, может быть, на гребне нынешнего экономического подъема ситуация все-таки изменится. Считаю, что если о бизнесмене, взявшемся вытащить из застоя автомобильное производство, говорят как о Форде, значит, у нас есть надежда на благополучные перемены".

"Я не знаю, как появился в бизнесе Олег Дерипаска, но 100 лет назад никто не знал, откуда проник в бизнес Генри Форд, - заметил писатель Леонид Жуховицкий. - Так что в принципе возможно всё. Я уже давно надеюсь, что Россия наконец-то совершит технологический прорыв в ХХ век, потому что по уровню по уровню техники, служащей рядовому человеку все 70 лет мы оставались на уровне века ХIХ. Ну а дальше всё будет по принципу "долго запрягаем, но быстро едем".

Эксперты-экономисты "Yтра" не сомневаются, что перетекание капитала из сырьевых отраслей (менее технологичных, но по ряду причин более прибыльных) в высокотехнологичные отрасли, производящие конечную продукцию – это очень хороший признак. В значительной степени, это и есть тот путь, который в будущем может привести к сокращению промышленного отставания России, причем в условиях отсутствия массированных инвестиций извне - как со стороны государства, так и со стороны иностранных компаний, которые на деле не очень-то заинтересованы в том, чтобы в России производились собственные конкурентоспособные высокотехнологичные товары.

Подобное перетекание капитала, несомненно, подстегнет и других потенциальных инвесторов, причем не только в области автомобилестроения. Если "сырьевые" деньги реально заработают, прибыль появится, и результат грамотного финансирования производства будет налицо, то у нас, вполне возможно, появится надежда на подъем промышленности.

Нам же, простым гражданам, остается только ожидать, что в будущем мы будем ездить на хороших отечественных авто.

Выбор читателей