Президентский галоп по строптивой Европе

Американский президент, как истинный ковбой, проскакал за пять дней пол-Европы "в ознакомительных целях". Посмотреть и прощупать, так сказать. Ну, и себя показать, разумеется

"Атлантика стала шире: от берега до берега теперь дальше". Такой вывод делают европейские обозреватели, подводя скромные итоги недавнего турне американского президента по Европе. Точнее, такие оценки делались еще накануне поездки, сам же пятидневный визит не принес особых сенсаций.

Предсказывали, в частности, что в Европе Буш столкнется с определенным "креном и дрейфом" в рядах своих союзников, а также с тем, что Путин постарается "затмить" встречей в Любляне весь европейский аспект поездки американского президента. Так это и произошло. Но все же встреча с руководителями ЕС имела для главы Белого дома куда большее значение, нежели знакомство с российским президентом. Как ни крути, страны Западной Европы – это основные союзники США по НАТО и главные торговые партнеры (товаров и услуг через Атлантику ежедневно поставляется на 1 млрд. долларов).

Беда же заключается в том, что эти союзники, по мере сплочения своего ЕС, становятся все более строптивыми, все больше трений и проблем возникает в "трансатлантическом диалоге" как по вопросам внешней политики, так и в экономической сфере.

Но на самом деле Джордж Буш-младший и ездил-то в Европу без особых видов и претензий на разрешение американо-европейских проблем. Американский президент, как истинный ковбой, проскакал за пять дней пол-Европы "в ознакомительных целях". Посмотреть и прощупать, так сказать. Ну, и себя показать, разумеется. Мадрид, Брюссель, Гетеборг, Варшава, Любляна... "Буш как будто купил себе тур "Европа за 5 дней" в туристическом агентстве в глубокой американской провинции", – ехидничали европейские журналисты. Но таков и был замысел: устроить своего рода смотрины.

Европа, со своим скромным обаянием буржуазии, в свою очередь тоже знакомилась с разухабистым техасским ковбоем, о котором слышала уже столько нелестного. Взять хотя бы решительный отказ этого американца от участия в пресловутых Киотских протоколах! Как? Америка не хочет бороться с парниковым эффектом? Ей безразлична экология? Какой кошмар! Хочет создать национальную систему противоракетной обороны? А как же мы, Европа? Ну, а поползновения ограничить поставки в США европейской стали (вдобавок к субсидированию собственной промышленности) – это уже форменное безобразие! Этого Европа не потерпит. Говорят, что этот ковбой, ко всему прочему, ЗА смертную казнь и ПРОТИВ абортов! И с этими взглядами он едет на саммит в Швецию, одну из самых либеральных европейских стран!

Вот такие настроения переполняли социал-демократическую Европу накануне приезда главы консервативной Америки. О том, что и аборт и смертная казнь суть убийство – в Европе не задумывались и не задумываются. О сходствах забыли, зато подчеркивают и лелеют различия. Так, особо маститые европейцы (в особенности французы и скандинавы) видят в Дж. Буше-младшем все худшие черты американца: замкнутость на себе и своей выгоде, неосведомленность о том, что творится вне пределов своего ранчо, отсутствие хороших манер. "Они и в самом деле верят всему, что пишут о ковбоях", – недоуменно констатировал по этому поводу один представитель администрации США.

Впрочем, Буш не сильно поколебал стереотипы Старого Света о Новом. Президент подчас с трудом ориентировался в дипломатическом протоколе Европы, не всегда умело находил слова (иногда, говорят, обходился просто похлопыванием по плечу), путал имена. Однако все это не мешало ему жестко гнуть свою линию: и по части экономических вопросов, и в подходе к Киотским протоколам он не уступил Евросоюзу ни на шаг. А в Брюсселе на саммите членов НАТО вообще построил строптивых и высокомерных европейцев в шеренгу и "потребовал лояльности".

Обращает на себя внимание тот факт, что даже Шредер с Шираком не высказались явно против идеи национальной противоракетной обороны. Это позволило американским политологам предположить, что европейские лидеры в принципе готовы поддержать НПРО и что Европа в целом движется в верном, с точки зрения США, направлении. Уровень критики США со стороны Европы, по их оценкам, был даже ниже ожидавшегося.

И все же, как в Брюсселе на саммите НАТО, так и в Гетеборге на саммите ЕС (где Буш был гостем) атмосфера трансатлантического диалога была "сдержанно-настороженная, чтобы не сказать напряженная", как комментируют европейские эксперты. Примечательно, что Европа выступила единым фронтом по вопросам НПРО и Киотских протоколов. Почти единым.

Неспроста Буш начал свое турне с Мадрида. Правоцентристские взгляды испанского кабинета сближают его с консервативным президентом США (который, кстати, говорит по-испански). Испания, одна из немногих в ЕС, поддержала в итоге идею НПРО. Конечным пунктом поездки была Варшава, и тоже неспроста. Польшу давно именуют "троянским конем США в Европе". Там Буша встретили куда радушнее, чем в Гетеборге (по крайней мере, не показом ягодиц и не булыжниками). Там же президент выступил с фундаментальной речью о политике США в отношении Европы и Москвы, о желанном для Восточной Европы расширении НАТО и т.п. Таким образом, помимо традиционной опоры в лице Великобритании, Вашингтон заручился в ЕС поддержкой Испании (а заодно и Италии) и стран-кандидатов во главе с Польшей. Разделяй и властвуй!

Да, Америке становится трудно разговаривать с объединенной Европой в прежней, безапелляционной манере. И если в Брюсселе, в штаб-квартире НАТО, Буш еще мог позволить себе такой тон, то в Гетеборге ему пришлось сильно "умерить риторику". Но даже в Брюсселе прозвучала откровенная просьба со стороны президента единственной сверхдержавы: "Прошу вас о помощи, чтобы убедить Владимира Путина к переосмыслению и противодействию вместе с нами новой смертельной угрозе". Конечно, главное тут не эта новая мифическая угроза, и даже не искомая благосклонность Путина. Смысл этого заявления – все то же требование к союзникам о лояльности, но уже в форме просьбы. Вот, скажем, у нас принято писать применительно к общественному транспорту: "остановка по требованию", а в Крыму, например, пишут: "остановка по просьбе". Знаете, разница ощущается: более по-человечески, что ли?

В настоящее время не позиция России, не угроза мирового терроризма и даже не растущая мощь Китая, а именно трансатлантические отношения заставляют администрацию Буша постепенно менять свой курс в сторону "большей человечности", компромиссности. "Скромное обаяние буржуазии" ЕС побеждает лихие ковбойские замашки малоопытного, но самоуверенного американского президента. Постепенно исчезает его первоначальное техасское пренебрежение к остальному миру, выводившее из себя не только европейцев. "Я не хотел бы допустить, чтобы хоть какой-то вопрос изолировал Америку от Европы, потому что Европа слишком важна для будущего Америки", – заявил Буш, находясь в Испании. Неплохо для ковбоя. Хотя во главе угла по-прежнему беззастенчиво фигурирует "будущее Америки", но все же это уже не прежняя сверхдержавная безапелляционность и не самоизоляция "мое ранчо с краю". Но тогда что же это? Очевидно, прав Збигнев Бжезинский, утверждая, что внешняя политика США утратила былую целенаправленность.

А может статься, Атлантика действительно стала шире и наметившуюся тенденцию раскола между ЕС и США уже не остановят корректировки курса Вашингтона, ни, тем более, его дипломатические ходы типа "галопом по европам". Европейский союз на глазах крепнет как политическая сила и все меньше нуждается в заокеанском протекторе. Он становится самостоятельным и (как ни странно!) наиболее стабильным элементом в геополитических раскладах с участием США, России, Китая и пр. Не зря ведь классики геополитики относят Европу к "прибрежной зоне", вокруг которой всегда разворачивается борьба "морских" и "континентальных" сил. Это именно тот элемент, который все хотят видеть включенным в свою схему, на своей стороне. Но Европа от этого только выигрывает, очевидно, потому, что сама не претендует на мировое лидерство. Буржуа не ездят галопом и потому в итоге часто приезжают первыми.

Выбор читателей