Есть ли управа на телефонных пиратов? Часть 2

К сожалению, операторы сотовой связи очень часто нарушают права потребителей. Чаще всего это непредоставление полной и достоверной информации и включение в договоры условий, ущемляющих права пользователей

Если с любителями нелегального подключения к телефонам все ясно – преступники, они преступники и есть, – то с "пиратами в законе" совладать, к сожалению, труднее. На их стороне не только прекрасно отлаженная защита своих интересов, в том числе и юридическая, но и печально известный лозунг торговли советских времен: "Не нравится – не берите!".

Вот, например, была в 1995 году утверждена президентская программа под названием "Российский народный телефон". Замечательная была задумка: тем гражданам, дома которых в ближайшее время телефонизировать не было никакой материальной возможности, предлагалось поучаствовать в собственной телефонизации путем долевого участия или финансирования.

Граждане оказались сознательными: последние годы практика заключения таких договоров растет и ширится. На деньги граждан связисты покупают оборудование, прокладывают коммуникации и т.д. А затем... счастливому гражданину приходит открытка, извещающая его, что он может бежать на телефонный узел и оплачивать подключение телефона.

Гражданин радостно бежит, даже не догадываясь о том, что его элементарно "обувают". Ведь все подобные договоры о долевом участии, финансировании, инвестировании и проч. есть не что иное, как договоры займа – привлечения денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности. А значит, телефонный узел должен вернуть потраченные гражданином средства: то ли просто деньги отдать, то ли вернуть их путем освобождения от оплаты доступа к телефонной сети (то бишь подключения телефона), а также освобождения от абонентской платы или снижения ее на срок, необходимый для возмещения всех вложенных гражданином средств. И это еще очень по-божески в отношении связистов: ведь они, по сути, получили длительный (редко когда меньше чем на год) и беспроцентный кредит!

Поэтому, если вы решились на телефонизацию таким образом, смело требуйте включения в договор условий возврата ваших вложений. Можно поступить и по-иному: оплачивайте, а затем пишите претензию с требованием вернуть деньги или освободить от оплаты телефонных услуг. Откажут – идите в суд, ваша правота будет доказана довольно быстро.

Но, предположим, у вас уже есть местный телефон. Или наоборот: поставить его нет никакой возможности. Все больше абонентов сотовой связи появляется не только в столичных городах, но и на периферии. К сожалению, здесь фактов нарушений прав потребителей ничуть не меньше и имеется тенденция к их увеличению. Типичных нарушений здесь два: непредоставление полной и достоверной информации и включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

Чаще всего плохо с информацией о требованиях к телефонным "трубкам" для использования их в сети данного оператора связи, об ограничении в их использовании, об ограничениях в предоставлении услуг, о тарифах на услуги и о дополнительных услугах, предоставляемых за отдельную плату. Беда здесь в том, что менеджеры, осуществляющие продажу услуги, зачастую сами слабо разбираются в технических особенностях продаваемых аппаратов и используемых стандартов связи.

Наибольшие нарекания вызывают широко распространившиеся в последнее время салоны мобильной связи. Безусловно, это удобно: в одном месте получить возможность подключиться к нескольким разным операторам, да еще со скидкой с их базовых тарифов. Беда в том, что славная девчушка, которая вас в этом салоне обслужит, может только прощебетать, что именно этот телефон и этот тариф "самое крутое" и вам необходимое. Как на самом деле обстоят дела с совместимостью технических характеристик аппарата и стандарта связи, какова реально зона уверенного приема и какие услуги вы получаете за стандартный тарифный план, симпатяшка не знает.

Есть и немало настораживающих фактов продажи через салоны связи некачественных аппаратов. Ходят упорные слухи, что сюда поступают скупленные на Западе по дешевке некондиционные и ворованные "трубки", переделанные нашими умельцами. Возможно, не только на Западе: каждый день я вижу в людных местах дядечек с объявлениями "куплю пейджеры, телефоны и т.д.", и ни один из них не смог (не захотел?) объяснить мне внятно, куда идет купленный товар. Кстати, в случаях покупки вами бракованного аппарата, да еще не у самого оператора, тот снимает с себя всякую ответственность. Хотя это странно: предоставляя контрагенту право заключать договоры на собственные услуги, любой уважающий себя бизнесмен должен озаботиться качеством его работы – хотя бы ради сохранения собственной репутации. Но факт остается фактом, поэтому не стоит пользоваться услугами салона связи, расположенного к вам ближе, чем офис оператора, если вы не являетесь специалистом в этой области.

Но и заключая договор в офисе оператора связи, не зевайте. Уточните зону уверенного приема. Желательно, чтобы у вас на руках остались какие-то документальные свидетельства слов оператора: в случае, если на вашей любимой даче в Малаховке или в квартире в Южном Бутово телефон будет молчать, можете обращаться в суд: предоставленная вам информация была недостоверной.

Внимательно изучите все ваши права и обязанности, внесенные в договор, а также права и обязанности оператора. Естественно, необходимо наличие у оператора лицензии на данный вид услуг. А то в Татарстане, например, ОАО "Таиф-Телеком" включало в договор ущемляющие права потребителя условия об отключении абонента без предварительного уведомления, и только после вмешательства антимонопольных органов форма договора была изменена в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей.

Поинтересуйтесь, какие услуги входят в базовый тариф, а за какие надо платить дополнительно. В Москве в договоре "МТС" не было указано, что расшифровка счетов за переговоры предоставляется за отдельную плату – потребовалась жалоба в антимонопольные органы гражданина М., чтобы устранить нарушение. Желательно, чтобы вам на руки выдали прейскурант с указанием тарифов на базовые услуги и на дополнительные услуги – сегодня практически все операторы применяют гибкие тарифные сетки, и разобраться, когда и сколько платить, зачастую трудновато.

Будьте внимательны, когда едете в другой город с телефоном, имеющим возможность роуминга: практика показывает, что далеко не всегда при этом защита от несанкционированного подключения работает эффективно. Операторы сотовой связи, в отличие от традиционных операторов, более лояльно относятся к заявлениям о "двойниках" – репутацию никому терять неохота, однако лучше обойтись без "разборок". Береженого Бог бережет: выезжая из собственной зоны обслуживания, не оставляйте без необходимости телефон включенным. Лучше будет, если вы заранее договоритесь с возможными собеседниками об определенном времени для "сеансов связи", а в остальное время будете включать телефон только для того, чтобы позвонить самому.

А вообще-то, сейчас разрабатываются правила оказания услуг сотовой связи, и многие моменты, о которых говорилось выше, там будут учтены.

В заключение хочу сказать: относитесь к телефону, будь то "мобильник" или обычный аппарат, с должным уважением, как к сложному техническому устройству, но без неоправданных страхов. Вряд ли стоит впадать в панику по поводу возможных "пиратских нападений" и "серых" телефонных аппаратов. В конце концов, и компьютер, и автомобиль тоже способны доставить нам немало неприятностей, но это не повод от них отказываться. Несмотря на обилие нерешенных проблем в области защиты потребителей телефонной связи, соблюдение достаточно простых предосторожностей позволит вам если не исключить, то, во всяком случае, значительно уменьшить возможность неприятных ситуаций, связанных с этим замечательным средством общения.

Выбор читателей