Мытарства детишек "новых русских"

Богатые соотечественники выбирают для своих отпрысков престижные частные школы. Но дорого заплатить за образование – еще не значит получить его. Более того, за большие деньги можно получить очень большие проблемы...

Об отечественных школах написано немало. Впрочем, редко, когда хорошо: дескать, и воруют, и взятки вымогают, и не учат ничему. Ну, оно и понятно, зарплата-то у учителей какая? А работа с подрастающим поколением, прямо скажем, не из легких. Правда, случаются и приятные исключения, когда обычная районная школа становится для наших детей действительно вторым домом. А выпускники единым строем перешагивают оттуда в вузы, даже не заметив такой мелочи как вступительные экзамены.

Но подобных школ – наперечет. И вместить всех желающих они просто не в состоянии. Родителям остальных приходится либо нанимать репетиторов, чтобы худо-бедно подготовить своих чад к институту, либо плюнуть на образование отпрыска: как идет, так и идет. В конце концов, захочет поступить – сам все выучит. Но эта система касается большинства. Граждане, имеющие доход выше среднего и знающие ситуацию, пытаются решить проблему иначе – и выбирают частную школу. В надежде на то, что пороки отечественного образования в таких заведениях тщательнейшим образом искореняются, а детишки, не успев попасть в первый класс, бойко зашпрехают на английском и французском. И после окончания этого учебного заведения их примут с распростертыми объятиями профессора Гарварда и Оксфорда.

Но, как показывает практика, количество денег, потраченных на обучение, далеко не всегда гарантирует его качество. Не говоря уже об отдельных нюансах, которые предусмотреть не сможет ни один нормальный человек.

...Мои знакомые, Вера и Антон, сделавшие в бурные годы перестройки свой первоначальный капитал и несказанно увеличившие его в последующее время, неожиданно поняли, что являются самыми настоящими новыми русскими – теми, о которых анекдоты завистливые сограждане травят... Впрочем, речь не об этом. Верка – моя одноклассница, и ее богатство как-то не мешает нам общаться, поэтому зачастую приходится выступать в роли "жилетки" для любимой подруги. Так вот, к слову о школе. В свое время Верочка умудрилась произвести на свет аж троих детишек. Первого, Сережку, родила сразу после свадьбы, а близнецов Алю и Вадика – уже во времена стабильного финансового благополучия.

Первый образовательный "блин", то есть обучение Сереги, вышел, как водится, "комом". По мере роста семейных доходов ребенка тягали из одного учебного заведения в другое, но результат оказался печален. Сергей, мальчик старательный и неглупый, имеет в голове массу совершенно ненужной информации и в то же время далеко не всегда справляется с элементарными заданиями, которые в состоянии решить слабенький троечник обычной московской школы. Оно и понятно: когда учителям нужно, чтобы родители платили, то о проблемах ученика они обычно узнают в числе последних. В одной школе особое внимание уделяли физическому развитию детишек – в результате Серега хорошо научился играть в теннис и плавать кролем. В другой говорили, что главное – это эстетическое воспитание, и теперь он знает назубок всех художников, поэтов и прочих. А в третьей... посадили на наркотики. Короче, сегодня 15-летний Сережка – большая головная боль всей семьи.

Для того чтобы не повторить ошибок, Верочка и Антон отнеслись к проблеме выбора школы для близнецов крайне серьезно и очень заранее, за год до вступления Альки с Вадиком в тот возраст, когда "пора-пора учиться". Провели небольшое маркетинговое исследование, поговорили с не менее обеспеченными знакомыми и в результате остановились на одной иностранной школе, в которой обучаются детишки зарубежных специалистов и даже дипломатов. На первый взгляд – лучше некуда. Преподавание всех предметов, естественно, на английском, в классах – полный интернационал, дети присмотрены. Короче, заведение серьезное. Тем более, по всем полученным нашими новыми русскими отзывам выходило, что закончить эту школу равносильно тому, что обучаться в одном из приличных штатовских колледжей. Из серии "нашим выпускникам открыты все дороги". А ребеночек родной все-таки под боком, в Москве. Кстати, большую роль в выборе учебного заведения сыграл и тот факт, что русских детей сюда стали принимать недавно, соблазнившись деньгами, которые можно срубить на нужды школы (видимо, иностранцам тоже не чуждо ничто российское). А деньги там берут немалые...

Стали выяснять подробности. И действительно, не школа, а мечта: в классе – не более 20 ребятишек, обучение проводится по американским программам. Особенно Верочке понравилось, что классный руководитель, который проводит с детьми очень много времени, – стопроцентный американец, в возрасте около 30-ти лет. Получается, что и опыт у человека есть, и в то же время он еще не настолько стар, чтобы не понимать нужды маленьких учеников.

Вроде, все просто: плати деньги – и с 1 сентября засылай детей в хорошую школу. Но недавно Верочка позвонила мне в весьма расстроенных чувствах и сообщила, что у них случился большой облом с этим замечательным учебным заведением. Выяснилось, что Антон, истративший немалые деньги на лечение старшего отпрыска, решил провести более основательную проверку самого учителя, в класс к которому должны попасть близнецы. Не мудрствуя лукаво, он нанял частных сыщиков, которые через некоторое время предоставили полный отчет о жизни и деятельности этого "сеятеля разумного, доброго и вечного".

Выяснилось, что учитель, назовем его, к примеру, Крисмас, пребывает в столице нашей родины около пяти лет и за это время вполне успел приспособиться к условиям суровой российской действительности. Но главное – моральный облик потенциального классного руководителя Али и Вадика оказался весьма далек от совершенства.

Крисмас, например, большой любитель потусоваться по различным клубам для... мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Более того, с тех пор, как наш педагог расстался со своим постоянным другом сердца, он стал пользоваться большой популярностью в среде подростков. Оно и понятно – мужчина видный, щедрый, музыкой к тому же увлекается. Одно время даже дискотеки вел в ДК одного из московских вузов. Правда, во всех тусовочных заведениях Крисмаса больше знают как Криса-Балтику (в честь полюбившегося ему русского пива) и о месте его работы понятия не имеют. Выяснив всё это, сыщики пришли с отчетом к Антону, и тот попросил их продолжить расследование.

Второй отчет был еще любопытнее. Оказалось, что в последнее время доблестный американец совсем, как оно у нас говорится, "страх потерял". А его более чем юные русские друзья (которые с каждым годом, проведенным учителем в России, почему-то становятся все моложе) переименовали его из Криса-Балтики в Криса-DSL. Для непосвященных поясню, что эта милая аббревиатурка – название могучего наркотика LSD, только написанное наоборот. Друзья Криса-DSL прекрасно знают, что дома у доброго наставника всегда можно отдохнуть, расслабиться, выпить "Балтики" и употребить для поднятия жизненного тонуса марочку-другую LSD. Ну, может быть, можно еще и подзаработать, но история об этом умалчивает. Во всяком случае, ребята не до такой степени были откровенны с детективами.

Зато наркодилера – снабженца Криса-DSL – частные сыщики даже имели честь наблюдать. Некий Кирилл Ч., 35-ти лет от роду, по оперативной информации бывших коллег из милиции (которых сотрудники детективной фирмы попросили проверить господина) – не судим, состоит на учете в одном из московских ПНД и зарабатывает на жизнь подобными "посредническими услугами". Только вот клиенты у него солидные, и поэтому за руку его прихватить у ментов ну никак не получается...

Рассказывая всю эту историю, Верочка была просто в бешенстве: "Я еще Антону говорила, дура, – зачем деньги на какие-то проверки выбрасывать, хорошая школа – сразу видно. Мало нам того, что с Серегой не живем, а мучаемся, за каждым шагом следить приходится, так еще чуть было близнецов к гомику и наркоману в класс не определили. Что за жизнь-то такая? Хоть в районную школу детей отдавай". Я пыталась успокоить разбушевавшуюся мать – мол, не отдали – и слава Богу, найдете еще какое-нибудь учебное заведение, и все дела. Но Верочка никак не могла остановиться: "Ты пойми, от этого ничего не меняется, не мы – так другие попадут. Ведь отзывы от учебного заведения действительно хорошие. Ну, сама подумай, чему такой учитель детей может научить? Марочки лизать в свободное от уроков время? Или что похуже? А главное, мы ведь даже в милицию обратиться не можем, все эти материалы собраны в частном порядке, за такие дела нашим сыщикам вообще статья светит".

После этого разговора я, если честно, стала гораздо реже ругать и классную руководительницу моего сына, дуру Марью Ивановну, и нашу обычную районную школу с английским уклоном, в которой малообеспеченные преподаватели непринужденно требуют у родителей компенсаций за их нелегкий труд. "Ладно, подавитесь, ироды, – задумчиво говорю я, выкладывая деньги на подарки в день рождения директрисы, трех завучей, учителя музыки, физкультуры и воспитателя в группе продленного дня, – зато наша Марья Ивановна не лесбиянка, а Вера Семеновна на переменах наркотиками не торгует".

P.S. По вполне понятным причинам я не могу предать гласности ни фамилию учителя, который сеет среди своих иностранных и русских учеников разумное-доброе-вечное, ни назвать саму школу. Разве что предупредить сограждан, решивших дать своим чадам суперобразование, что "бывает и такое", а также пожелать им серьезно подойти к выбору учебного заведения. Не хотелось бы, конечно, огульно обвинять всех иностранных учителей, но помнить о том, что в любом стаде есть своя паршивая овца, имеет смысл. Не все иностранное – самое лучшее.

Выбор читателей