Россия – гигантский оффшор и страна миллиардеров

Налоговая революция или очередной фарс? Масштабы снижения налоговой ставки на прибыль можно считать беспрецедентными. Что стоит на деле за "сильным" компромиссом Думы и правительства, и к чему все это приведет?

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Бесстрастный календарь уверенно дает понять, что лето давно вступило в свои права. И хотя непрекращающиеся дожди за окном делают это событие чисто номинальным, факт остается фактом: летний сезон настал. Для тех, кто знаком с экономикой и деловой жизнью не понаслышке, истинное значение этого словосочетания не требует пояснений. Большинство представителей деловых кругов и государственных экономических структур потихоньку "оттаяли" и вышли из того состояния постоянного напряжения, в котором они находились весь предшествующий период. Неизменные стратегические решения и тактические ходы, проекты и балансы, графики и котировки начинают вытесняться приятным предвкушением свежего морского бриза или просто двух-трех недель, проведенных в кругу друзей и родных, "возвращение" к которым после многих месяцев деловой гонки сродни новому их обретению... Одним словом, лето (не считая разве что "любимого" в России августа) – не то время, от которого можно ожидать каких-либо интересных событий и серьезных перемен. И все же...

Несмотря на неотвратимое наступление лета, прошедшая неделя все-таки побаловала нас интересными событиями. Однако прежде чем приступить к рассмотрению наиболее значимого из них, хотелось бы сказать несколько слов о том, что, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к последним событиям в экономике, но тем не менее достойно внимания.

Авторитетный журнал "Forbes" в очередной раз обнародовал список богатейших людей планеты. Если "у них" лидируют деятели финансовой, технологической и медиа сфер и шоу-бизнеса, то с нашими соотечественниками, чьи фамилии снова замаячили в "топах" "Forbes", дело обстоит несколько иначе.

Что такое миллиардер в России – вопрос, конечно, отдельный, но переход этих людей в данный статус действительно говорит об улучшении экономического положения в стране. Рост стоимости акций российских компаний способствовал внесению разнообразия в списки "Forbes". И все же, по "качеству" миллиардеров мы уступаем развитым странам, преуспевая исключительно в топливно-сырьевой области. Российскую часть списка возглавляет глава нефтяной компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский ($2,4 млрд.). Далее идут: Владимир Потанин – "Интеррос" ($1,8 млрд.), Владимир Богданов – "Сургутнефтегаз" ($1,6 млрд.), Рем Вяхирев – экс-глава "Газпрома" ($1,5 млрд.), Роман Абрамович – "Сибнефть", "Русский алюминий" ($1,4 млрд.), Вагит Алекперов – "ЛУКОЙЛ" ($1,3 млрд.), Михаил Фридман – "Альфа-групп" ($1,3 млрд.), Виктор Черномырдин – экс-глава "Газпрома", бывший премьер-министр России и посол России на Украине ($1,1 млрд.). Непроизвольно напрашиваются ассоциации с ближневосточными нефтяными шейхами и латиноамериканскими политиками "от бизнеса" (или бизнесменами "от политики"). В общем, какая страна – такие и миллиардеры.

Но рост личных состояний некоторых россиян – не единственный признак перемен, происходящих в стане. Наиболее значимым событием прошедшей недели стало принятие Госдумой во втором чтении законопроекта о снижении ставки налога на прибыль с 35 до 24% и отмена по нему льгот. Многие наблюдатели уже поспешили охарактеризовать это событие как революцию в сфере экономики и важнейший шаг в деле экономических реформ. Оптимисты заговорили о том, что наряду с принятием "плоской" 13-процентной шкалы подоходного налога снижение ставки на прибыль вытолкнет российскую экономику на качественно новый уровень, кардинально изменив ситуацию с инвестициями. Во всяком случае, уверовавших в то, что в России идут реальные реформы, стало гораздо больше.

По всей видимости, теоретически так оно и есть. Хотя, на самом деле, всё далеко не так просто и радужно, как кажется на первый взгляд. Бесспорно, для экономики сегодня необходимо реформирование базовых принципов, которые до сих пор не позволяют стать ей действительно рыночной. Что бы ни говорили представители оппозиции и радетели особого пути развития для России, экономические законы одинаково работают везде, и национальная специфика в целом их не меняет. Таким образом, снижение налогового пресса, по идее, должно стать стимулом к инвестированию и развитию производства.

Все это давно и прекрасно понимали и продолжают понимать и в правительстве, и в Госдуме, и на местах. Однако доставшаяся с советских времен и практически не претерпевшая изменений система производства под воздействием многочисленных современных веяний превратилась сегодня в опасный клубок противоречий и пересекающихся интересов. В результате, потянув только за одну ниточку с целью развязать его, мы еще больше затягиваем и усложняем узел. Именно это и наблюдается в последнее время вокруг налоговой реформы. На сей раз основное пересечение интересов лежало не столько в области самих налоговых ставок, сколько вокруг упомянутых выше налоговых льгот для избранных. С точки зрения правительства – и это совершенно правильно, – существование льгот в области налога на прибыль является недопустимым, так как изначально ставит предприятия в разные условия. Отмена льгот действительно должна сделать экономику более прозрачной и понятной для инвесторов. Позиция же многих депутатов Госдумы по этому вопросу несколько иная. Ее тоже можно понять, так как депутаты представляют конкретные интересы конкретных регионов, отраслей и предприятий, которым налоговые льготы совсем не чужды. Поэтому думцы уверенно шли на снижение самой ставки, но крайне болезненно отнеслись к ликвидации льгот, что и обусловило результат, который уже поспешили окрестить "разменом". Итоговым компромиссом стала 24%-я ставка налога – правительству пришлось отказаться от претензий на 25%. Не подействовали на Думу даже увещевания Алексея Кудрина, который пытался "напугать" депутатов секвестром бюджета. И все же правительство получило самое главное – отмену льгот, что со временем наверняка перекроет возможные недоборы из-за более низкой ставки. Сделан еще один шаг к тому, чтобы иметь универсальный налоговый режим, потому что льготы очень трудно контролируются. Более того, Россия получила одну из самых низких в Европе ставок налога на прибыль, что уже дало повод некоторым наблюдателям язвительно окрестить ее новым "супероффшором".

Но не стоит переоценивать последние налоговые новшества, а тем более говорить об их революционном характере. Несмотря на восторги многих наблюдателей, нововведения вряд ли заметно повлияют на рост инвестиций в производство и снизят отток капитала. Причина тому опять-таки в сложившейся структуре современной российской экономики и установившихся в ней законах и правилах. Как известно, еще совсем недавно правительство рассыпалось восторгами по поводу введения 13%-й "плоской" шкалы подоходного налога, предполагая, что это повлечет за собой массовый выход из "тени" крупных доходов граждан. Как и следовало ожидать, согласно последним данным, о действительно крупных доходах заявило всего несколько сот человек. Комментарии, похоже, излишни. Россияне, получившие более или менее крупные доходы даже сравнительно честным путем, ни в коем случае не торопятся посвящать в это родное государство, скромно претендующее всего лишь на 13%. Причем делается это совсем даже не из жадности. "Черные" схемы процветают потому, что предприятия и предприниматели по-прежнему не доверяют государству и опасаются показывать ему реальные обороты и реальные доходы.

Нет никаких гарантий, что развитие ситуации вокруг налога на прибыль не пойдет по похожему сценарию. Способов же занизить реальную прибыль предприниматели знают достаточно. Более того, в сложившихся условиях наиболее прибыльными в России являются добывающие отрасли, на фоне достаточно низкорентабельной остальной части производства. В этой ситуации в первую очередь стимулироваться будут те, кто неплохо жил и ранее, имея возможность обеспечивать себе определенный уровень инвестиций и (чего греха таить) оттока капитала. То есть то, что по тем или иным причинам не могло быть освоено в России, уходило за ее пределы. Речь здесь идет не только и не столько о зарубежных личных счетах и виллах (хотя и о них тоже), сколько о нежелании вкладывать деньги на родине. Так, например, со своей – корпоративной – точки зрения, некоторые "монстры" российского бизнеса делает большое дело, покупая западные компании и поднимая тем самым свой престиж. А для российской экономики это не что иное, как упущенные инвестиции.

Большинство же производственных предприятий с устаревшим оборудованием и технологиями малорентабельны или вообще балансируют на грани рентабельности. Поэтому вряд ли снижение налога на прибыль (которой у них практически нет) поможет им решить свои проблемы. Спасти их зачастую может только коренное перевооружение производства. По мнению некоторых экспертов, именно для этих предприятий было бы целесообразным даже сохранить налоговые льготы.

Определенные трудности снижение налога на прибыль может составить и для бюджета, поступления в который, несмотря на отмену льгот, все-таки сократятся. Учитывая тот факт, что конъюнктура мирового нефтяного рынка – вещь достаточно непредсказуемая, а замедление мировой экономики неизбежно повлечет за собой падение потребления нефти, в будущем у бюджета могут возникнуть проблемы. Нельзя сказать, что они будут иметь глобальный характер, но не стоит забывать и о том, что через не очень продолжительное время нас ждет пик внешних выплат. Так что деньги казне ох как понадобятся.

И все же, несмотря на отмеченные серьезные риски, в целом решение о снижении подоходного налога и отмене льгот надо рассматривать как положительное явление в экономике. А насколько позитивными будут его результаты – покажет время.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей