Духовные лидеры мусульман России борются за власть

Раскол в мусульманском мире России привел к тому, что за духовную власть ведут борьбу несколько лидеров, причем некоторые из них проповедуют религиозный экстремизм.

Единая система Духовных управлений мусульман России развалилась еще в начале 90-х годов. В настоящее время на территории нашей страны зарегистрировано более 49 региональных духовных объединений мусульман. Раскол в мусульманском мире России привел к тому, что за духовную власть ведут борьбу несколько лидеров, причем некоторые из них проповедуют религиозный экстремизм. В стране тайно действуют учебные заведения ваххабитов, спонсируемые зарубежными организациями.

Из досье "Yтра":
ЦДУМ – Центральное духовное управление мусульман России, стран СНГ и Балтии, которое возглавляет муфтий Таджуддин, объединяет более 2 тысяч мусульманских приходов.
ДУМЕР – Духовное управление мусульман европейской части России. По некоторым данным, структура, которой руководит муфтий Гайнутдин, опирается в основном на раскольников, стремится привлечь в свои ряды Духовные управления республик Северного Кавказа. Из 4-х действующих мечетей в Москве ДУМЕР контролирует только одну.
ДУМ Сибири (председатель – Р.Баязитов, духовный лидер – муфтий Шакирзянов) объединяет мусульманские общины Сибири и Дальнего Востока.
ВКЦ ДУМ – Высший координационный совет Духовных управлений мусульман во главе с лидерами – муфтиями Н.Ашировым и А.Ниязовым, представляет практически только своих лидеров.

В Духовное управление мусульман Азиатской части России, которое контролируют Ниязов и Аширов, входит 5 приходов в Тюменской области. Лидеры делают ставку на казахов, таджиков и выходцев из других стран СНГ, что приводит к обострению ситуации в мусульманских общинах. Так, попытка Аширова сделать ставку на казахскую общину в Омской области привела к обострению межэтнических отношений между татарами и казахами. Аналогичная ситуация складывается и в Пермской области, где конфликтуют татарская и азербайджанская общины. Как заявили в Центральном духовном управлении мусульман России, отсутствие единой централизованной мусульманской структуры в стране способствует распространению нетрадиционных течений ислама, в том числе и ваххабизма. Доходит до крайностей. В частности, имам мечети в городе Набережные Челны принимал участие в боевых действиях в Чечне на стороне незаконных вооруженных формирований. В одной из мечетей Сибири, так называемой Красной мечети в Томске, "имам-хатыбом" был назначен таджик Джумаев, в свое время воевавший на стороне исламских фундаменталистов в Таджикистане. Появление представителей ваххабитов отмечено в Волгоградской, Нижегородской и Ульяновской областях.

В Москве под патронажем ДУМЕР действует мусульманский Колледж, в котором преподают в основном иностранцы – гражданин Саудовской Аравии и пятеро турецких поданных. Учителя прививают слушателям идеи фундаментализма. В одной из воскресных мусульманских школ Москвы преподает некто Ихлос. Его воспитанники практически не знают Корана и воспитываются в духе радикального ислама, считая врагами евреев и христиан. А муфтий Гайнутдин в свое время заключил соглашение с духовными лидерами Ирана, где распространен ислам шиитского толка, согласно которому в подмосковном Солнечногорске открыты курсы по подготовке имамов, финансирующиеся иранской стороной. Главная цель – распространение шиитского ислама среди татар России.

По мнению экспертов, в ближайшие годы все большее влияние на обстановку в мусульманской общине России станут оказывать выпускники зарубежных исламских университетов. По различным оценкам, в настоящее время в мусульманских государствах обучается несколько сотен граждан России. В результате многие из них становятся ярыми проповедниками воинствующего ислама и намерены по возвращении на родину вести борьбу с "бухарцами" – так называют религиозных лидеров советского периода, получивших теологическое образование в медресе "Мир Араб" в Ташкенте. По мнению радикалов, "бухарцы" ведут соглашательскую политику с официальными властями и тем самым предают интересы ислама. Как известно, несколько лет назад многих студентов приглашали в летний период пройти подготовку в военных лагерях Хаттаба.

Наряду с расколом в мусульманской общине России, распространением нетрадиционных течений ислама и стремлением ряда арабских стран укрепить свое влияние среди российских верующих, серьезное воздействие на обстановку оказывает и борьба за возможность представлять интересы всех мусульман, которая развернулась между Москвой (Гайнутдин), Казанью (Гусман) и Уфой (Таджуддин).

Исторический приоритет в этом противостоянии на стороне Центрального духовного управления мусульман России, которое имеет более чем 200-летнюю историю. Талгат Таджуддин, окончив Ташкентский исламский институт и Каирский университет Аль-Азхар, получил высшее теологическое образование, в совершенстве владеет арабским языком и имеет обширные связи в мусульманском мире. Возглавляя управление более 20 лет, Таджуддин имеет опыт переговоров на государственном уровне. Более 2,5 тысяч мусульманских общин России входит в состав ЦДУМ, признавая его каноническое управление.

С Гайнутдином все сложнее. Он не имеет высшего теологического образования, слабо знает арабский, что не позволяет ему занять положение лидера в общине мусульман России. Недостатки Гайнутдин пытается компенсировать близостью к федеральным органам власти. Особое место в этом отводится "Совету муфтиев". Правда, в эту структуру входят всего четыре человека – Гайнутдин, муфтий Нижегородской области Умар, муфтий Аширов и главный имам Саратовской области Бибарсов.

Борьба за власть привела к стремительной политизации ислама в России. Так, на выборах в Думу в декабре 1999 года муфтий Гайнутдин поддержал блок ОВР, а муфтий Аширов (кстати, имеющий две судимости) и Ниязов – "Единство". Покинув ряды фракции "медведей", последний предпринимает попытки создать мусульманскую депутатскую группу. Одновременно делаются попытки создания при помощи арабских стран "мусульманского движения России". Но политизация ислама в конечном итоге приводит к гражданской войне. Это подтверждают печальные примеры Турции и Алжира. Войной закончилось и создание исламской партии "Возрождение" в Таджикистане.

Отдельная тема – деятельность Абдул-Вахед Ниязова. В свое время 31-летний омич Вадим Медведев пытался учиться в московском историко-архивном институте, но не получилось. В 1991 году, превратившись в Абдул-Вахеда Ниязова, он создал в Москве Исламский культурный центр. Правда, выделенная властями земля под ИКЦ не благоустроена до сих пор. На строительство не хватает денег. Некоторое время назад Ниязов с ныне покойным депутатом Думы Хачилаевым посетил лидера Ливии Муамара Каддафи. Среди московских мусульман пошли слухи, что Хачилаев привез из Ливии подарок от Каддафи – 1 миллион долларов наличными на создание ИКЦ. Но стройка так и не ускорилась, в связи с чем пошел новый слух о вооружении на арабские деньги сторонников Хачилаева. Ниязов вовремя почувствовал опасность и отошел от деятельности Союза мусульман России, возглавляемого Хачилаевым. Кстати, в "легендарной" поездке в Ливию участвовал и муфтий Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов. Сегодня Аширов и Ниязов полностью контролируют созданный Равилем Гайнутдином Совет муфтиев России. Похоже, Гайнутдин остался лишь там "зиц-председателем".

Рост влияния Ниязова связывают с его тесными связями с чиновниками из бывшей администрации президента Ельцина, которой потребовался человек – "визитная карточка" российских мусульман. Таджуддин на эту роль не подходил, и тогда выбрали Ниязова.

Выбор читателей