Хуачукский шпион таскал за пазухой бляху ФБР

Дело Джона Тоббина, осужденного за распространение наркотиков, может быть переквалифицировано в шпионаж. Российский биолог Д.Кузнецов уверяет, что общался в США с Тоббином как с агентом ФБР

Дело американца Джона Тоббина, осужденного за распространение наркотиков, может быть переквалифицировано в шпионаж. В ФСБ считают, что поводом для этого могут стать свидетельские показания, которые дал российский биолог Дмитрий Кузнецов. Он заявил, что встречался с Тоббином в 1998 г. в тюрьме штата Коннектикут, где находился по обвинению в финансовых нарушениях. Кстати, эта тюрьма находится в 8-ми милях от города, где жил Тоббин. Д.Кузнецов позднее был выпущен, так как обвинение не подтвердилось.

Там, по словам ученого, Тоббин представился ему как сотрудник ФБР и на допросе задавал вопросы, которые, по оценке экспертов ФСБ, носили "вербовочный характер".

По словам Д.Кузнецова, "тот пришел в гражданской одежде в сопровождении тюремного руководства в середине января 1998 г., предъявив бляху агента ФБР". Ученый был удивлен этим фактом, поскольку предъявленные ему обвинения не относились к компетенции этого федерального ведомства.

Как вспоминает Кузнецов, его очень удивили вопросы Тоббина, касавшиеся не выдвинутых против него обвинений, а коллег, которым он ранее помог устроиться на работу в США.

Биолог заявил, что, "Тоббин интересовался всем, вплоть до таких деталей, какой их любимый цвет одежды, как они водят машину". "Мне иногда казалось, - сказал он, - что я говорю не со следователем, а с психологом. Тоббин настаивал, чтобы мы говорили на русском языке, на котором он изъяснялся блестяще, но с легким прибалтийским акцентом".

Кроме того, Тоббин предложил ему помочь оценить ряд научных работ по его прежней специализации - токсикологии. Встреча продолжалась около двух часов, а незадолго до освобождения американец вновь посетил его и предложил продолжить контакты в США с прежним работодателем российского ученого. Кроме того, американца очень интересовали связи ученого в Москве.

"Вопросы, задаваемые Тоббином, не имели ничего общего с обвинениями американцев в адрес Дмитрия Кузнецова, относились к его научной деятельности и, безусловно, имели оперативный и разведывательный характер. Изучались психологические черты российского ученого, его информационные возможности", - подчеркнули в ФСБ.

Увидев Тоббина по телевизору, когда тот находился в зале суда, Кузнецов, после некоторых раздумий, обратился в ФСБ. "На встрече, которая была организована в Воронеже, я узнал его сразу, несмотря на то, что в Америке Тоббин излучал азарт, а здесь выглядел осунувшимся". По словам ученого, "в том, что это один и тот же человек, он уверен на сто процентов". Тоббин, правда, не признал бывшего заключенного тюрьмы Коннектикут, и даже, увидев его, перешел на английский.

"Сейчас идет процесс изучения, хватит ли оснований для переквалификации дела Тоббина в шпионаж", - заявил сегодня представитель российской контрразведки.

До поездки в Россию Джон Тоббин обучался в институте Минобороны США в городе Монтеррей и прошел подготовку в военной разведывательной школе в Форте Хуачука, штаба Нью-Мексико. В некоторых американских СМИ его называли резервистом военной разведки Минобороны США. Официально Тоббин прибыл в Воронеж для поступления в аспирантуру ВГУ с рекомендательным письмом Госдепартамента США. Это письмо подписал начальник европейского направления программ научного обмена Госдепартамента США Дэниел Спайкс.

Тоббин был арестован 1 февраля 2001 г. в момент приобретения 3 г марихуаны и в апреле приговорен к трем годам и одному месяцу лишения свободы в колонии общего режима.

Сейчас 24-летний стажер университета Джон Тоббин осужден в России за незаконное приобретение и хранение наркотиков на один год лишения свободы и находится в колонии общего режима в городе Россошь Воронежской области.
Чтобы перевести арестанта в колонию для иностранцев, находящуюся в Мордовии, Тоббин должен сам написать заявление, которое будет затем рассматриваться в разных инстанциях.

В контрразведке считают, что случай с Джоном Эдвардом Тоббином заставляет иначе взглянуть на "научный обмен" стажерами. Он "дает серьезные основания для того, чтобы обратить внимание на американских граждан, прибывающих в российские университеты стажироваться".

ФСБ отмечает, что попытки вербовок, аналогичные случаю с Кузнецовым, "достаточно часты". "В ФСБ часто обращаются российские граждане - бизнесмены, ученые, жалуясь на беспокойство, которое им причиняет ФБР в США", - сказали собеседники, подчеркнув, что "российская контрразведка обладает подробной информацией на этот счет и использует ее в своей работе".

Ряд СМИ и общественных организаций утверждают, что Федеральная служба безопасности РФ пыталась завербовать Тоббина, а потерпев неудачу, "сфальсифицировала" дело о наркотиках. Тем не менее, источники в ФСБ сказали: "О подобных фальсификациях не может быть и речи. Этим делом изначально занималась милиция, которая имела среди наркоманов свои источники информации".

Впрочем, Тоббину действительно задавали вопросы о том, где он доставал наркотики, поскольку, если бы он согласился сотрудничать со следствием, то помог бы раскрыть канал их поступления в Воронеж. "Это, конечно, не означает, что Тоббина кто-то собирался вербовать", - заключили в ФСБ.

Выбор читателей