Лукашенко вопрошает, Кремль молчит

Кремль молчит! Где былая поддержка, где одобрение проводимой политики? Как будто и нет вовсе. На Западе уже злорадствуют: отношение Москвы к Лукашенко неуклонно меняется в худшую сторону

20-21 июня состоялся визит президента Белоруссии Александра Лукашенко в Москву. Многим обозревателям, да и простым гражданам, эта поездка показалась неожиданной: объявили о ней буквально накануне. И хотя официальные источники уверяют нас, что предварительная договоренность о встрече была достигнута еще 31 мая, все же не покидает ощущение, что кому-то из двух союзных президентов встретиться понадобилось весьма срочно и неожиданно. Кому же? Очевидно, тому, кто приехал в гости. Но вот почему?

Официально в повестке дня встречи значилось обсуждение хода реализации договоренностей о налаживании механизмов союзного государства, в частности, в сфере налогообложения. Не секрет, что Лукашенко давно недоволен темпами интеграции и винит в этом в большинстве случаев Россию. "Стороны в состоянии реализовать все, о чем они договорились", – заявляет белорусский президент и сетует, что все остается на бумаге. Но, помилуйте, к чему же вдруг такая срочность в неспешном деле нашей интеграции? Все привыкли к тому, что воз и ныне там. Что же будет, если в один прекрасный день придешь, а воза нет – уехал? Пусть уж лучше на месте стоит. Нет, союзный воз – не тема для экстренного визита.

Сам Лукашенко уверяет, что они с Путиным обсуждали "только экономику" и это стало "прологом" к последовавшим затем переговорам с Михаилом Касьяновым. Что могли обсуждать в экономике – известное дело: поставки российского газа в Белоруссию, перспективы строительства транзитного газопровода и транзит электроэнергии. Вопросы для Минска очень важные, но тоже не вчера возникшие и вряд ли относящиеся к разряду срочных. Причиной визита вряд ли мог стать даже "государственный переворот" в империи под названием "Газпром", хотя это тема для белорусского президента болезненная: с Ремом Вяхиревым у него были теплые отношения, а как оно будет с Алексеем Миллером, ставленником Путина, – неизвестно. На Западе, кстати, не исключают, что Москва теперь начнет использовать "Газпром" как инструмент "корректировки" политики Минска.

Есть в сфере "только экономики" еще и вопрос о предоставлении Белоруссии Центробанком РФ кредита в размере 100 млн. долларов для введения единой валюты союзного государства. Но вот уже более полугода, как Москва не спешит его давать. Неужели у Лукашенко лопнуло терпение? А ведь обещанного, как известно, три года ждут.

Одним словом, и в союзной проблематике, и в экономике едва ли найдутся достойные основания для того, чтобы достойный президент достойной державы беспокоил другого, не менее достойного президента и будоражил общество необъявленными визитами, наподобие НЛО. Но если такой визит все же имел место, "значит, это кому-то нужно". И срочно.

Есть тема, не заявленная, правда, в официальной повестке дня встречи, которая для белорусского президента является очень важной и срочной. Это назначенные в его стране на 9 сентября с.г. президентские выборы и предвыборный марафон, который вовсю набирает обороты.

Марафон складывается очень непросто. Кандидатов оказалось неожиданно много. Уже зарегистрированы 22 инициативные группы по сбору подписей. У Лукашенко, конечно, группа немалая – 4 тысячи человек, но у директора Международного института менеджмента Виктора Терещенко – больше: целых 6 тысяч. И претенденты все какие-то недружественные подобрались: в критический момент, говорят, поддержим единого кандидата от оппозиции. А тут еще эти российские СМИ – заодно с оппозицией! Лукашенко уже пригрозил, что если ситуация в Белоруссии будет освещаться "предвзято", то после выборов он запретит работать в своей стране "недружественным СМИ". Понятно, что сомневаться в исходе битвы полководцу не пристало.

Но самое ужасное для президента Белоруссии другое: Кремль молчит! Где былая поддержка, где одобрение проводимой политики? Как будто и нет вовсе. На Западе уже злорадствуют: отношение Москвы к Лукашенко неуклонно меняется в худшую сторону! Каплей, переполнившей чашу терпения белорусского президента, стала программа Владимира Познера "Времена" с участием оппозиционных кандидатов, которую Лукашенко расценил как открытую поддержку своих противников в предвыборной кампании. Немедленно после этой телепередачи и пошли переговоры об организации визита в Москву. Жаловаться!

А что же Москва? Владимир Путин во время встречи, конечно, поинтересовался ходом подготовки к выборам, осведомился, будет ли "большая конкуренция". "Очень большая", – последовал удрученный ответ Лукашенко. Очевидно, предвыборной теме была посвящена отнюдь не малая часть встречи президентов, хотя Лукашенко это и опровергает. Но обозреватели полагают, что он не смог добиться особых результатов: Москва, может статься, и будет его поддерживать, но не столь активно, как ему бы этого хотелось. В Кремле, очевидно, нет окончательного решения по данному поводу: уж больно много хлопот доставляет в последнее время белорусский президент! Взять хотя бы недавнее выступление в Гродно, где он в "ревизорском" тоне критиковал Касьянова. Нет, Лукашенко не просто жалуется – он винит Россию чуть ли не в подрывной деятельности против союзного государства и против его страны.

Чтобы немножко остудить пыл горячего белорусского президента, буквально накануне его визита Путин пригласил в Москву заместителя директора-распорядителя МВФ Стенли Фишера. Учитывая резко негативное отношение Минска к Фонду, этот шаг должен был послужить для Лукашенко явным сигналом неодобрения его поведения со стороны российского руководства. И чтобы сделать намек совсем уж прозрачным, Путин заявил, что Фишер – всегда желанный гость в России (в отличие от некоторых).

О чем в итоге договорился Путин с этими "некоторыми" – неизвестно. Но ясно, что существенной поддержки Лукашенко не получил. Поговаривают, что даже упомянутый кредит Центробанк предоставит не ранее сентября, то есть уже после выборов в Белоруссии. Семен Домаш, один из кандидатов на лукашенковский пост, полагает в этой связи следующее: "Кремлю надоели выходки белорусского лидера, и поэтому ему, судя по всему, решили предложить удобный пост в союзных структурах, чтобы прекратить весь этот балаган в Белоруссии". Хорошенькое дело! Значит, пусть балаган теперь перекочует в союзные структуры?

Лукашенко приезжал заручиться поддержкой в России на любых уровнях. Он встречался, в частности, с Михаилом Горбачевым, которому обозреватели предрекают роль едва ли не основного проводника интересов Минска в российских политических кругах. "У вас СМИ очень капризные", – жаловался Лукашенко Горбачеву, на что последний потом сказал: "Характер белорусского президента мне известен. Он умеет страсти создавать". Однако Горбачев отметил и тот факт, что Лукашенко, единственный из лидеров стран СНГ, провел в своей стране референдум на тему "Как строить отношения с Россией".

Белорусский народ возжелал союза. Но вот теперь Лукашенко фактически шантажирует Москву этим союзом: "Народ Белоруссии понимает, что Россия не подставит союзников в экономическом плане" (читай: союзного президента). И обычно это помогает. В первую очередь самому белорусскому президенту – в проведении собственной "уникальной" политики, в полемике с Западом, в гордом неприятии МВФ, в разборках с оппозицией. Но поможет ли в этот раз? Экстренными визитами ведь и надоесть недолго! Даже своим союзникам.

Выбор читателей