Куда, блин?! Ту Даблин!

Конкурс на Московском фестивале – явление прелюбопытное. Обычно к нему относятся либо издевательски, либо снисходительно – мол, хорошего к нам всё равно не привезут, а конкурс обязан быть

Конкурс на Московском кинофестивале – явление прелюбопытное. Обычно к нему относятся либо издевательски, либо снисходительно – мол, хорошего к нам всё равно не привезут, а конкурс обязан быть, так что не обессудьте. А я вот очень люблю конкурсные фильмы – потому что это сюрприз всегда. Не то чтобы приятный или, наоборот, неприятный, а так – просто сюрприз. Разный. Про все остальные ленты фестивальных программ еще хоть что-то можно узнать заранее – стоит смотреть, не стоит или посмотреть обязательно надо, а то коллеги будут показывать пальцем и дразниться обидными словами (в отношении многих фестивальных хитов это, кстати, единственная причина). То ли дело конкурс! Тут можно увидеть такое, чего больше нигде не увидишь. И не блокбастер, и не экстрим, и не артхаус... Просто кино.

Тем более, всё равно обязан смотреть – это ж работа у меня такая.


"Дикие мидии"
Нидерланды
Режиссер: Эрик де Брюн

Провинциальная Голландия – это вам не игрушечные домики с черепичной крышей и гномы в деревянных башмаках (хотя и это тоже), это суровые люди-байкеры, рассекающие тамошние бескрайние (где нашли такие?) просторы на своих железных конях. Правда, недалеко рассекающие и ближе к вечеру – днем работать надо.

Голландское исследование темы "легко ли быть молодым". В центре – Герой (что приятно, актера, играющего героя, зовут Федя – Федя ван Хуэт). Герой молод, мускулист, прыгает на мотоцикле через шлюзы и без мотоцикла с мостов. Герой имеет потрясающе красивую мать с повадками дорогой куртизанки и некогда сгинувшего, практически легендарного отца. Герой бродит среди бюргеров, колотит молотком по железякам и мечтает уехать. Куда-нибудь. Потом таинственный, чуть придурковатый незнакомец рассказывает о чудесном городе Дублине, за который он готов жизнь положить, и Герой решает уехать в Дублин. Потому что там пиво вкусное, как моча кельтских ангелов, и таинственные девчонки с огненно-рыжими волосами между ног. Мог бы и в Трускавец захотеть уехать, но про Трускавец и тамошних девчонок ему никто не рассказал.

Кино сделано достаточно качественно, временами даже изобретательно – например, абсолютно очаровательно и очень смешно происходит попытка Героя с друзьями ограбить банк. И друзья – миляги, укурившиеся толчеными мидиями, и бюргеры гениальны (больше всего напоминают аксакалов из "Белого солнца пустыни", такие же быстрые). Одна проблема – всё слишком понятно, оттого и финал вымучен. Оно ж как на ладони: молодость, жажда подвигов и свершений, кровь играет – а вокруг одни бюргеры и мидии. Тоска. Но просто рассказать, что тоска, вроде глупо, надо чем-то закончить. И по пьяни наконец стреляет пистолет, чёрт знает сколько актов провисевший на стене. Хана герою. Так в цивилизованных странах все герои и кончатся...


"Мадемуазель"
Франция
Режиссер: Филипп Лиоре
В ролях: Сандрин Боннэр, Жак Гамблен

Между прочим, мадам. Некая очаровательная дама по имени Клэр, застенчиво улыбаясь, приторговывает лекарствами. У неё муж и двое детей. Начальство её ценит, назначает главным по торговле на юго-западе Франции (или северо-востоке, неважно), о чем громогласно и объявляет на ежегодном корпоративном слёте. Некий удивительно небритый (для француза) Пьер трудится на этом слёте массовиком-затейником в составе труппы актеров-импровизаторов. В результате ряда совершенных Клэр глупостей, она оказывается в одной машине с импровизаторами и долго едет с ними, регулярно опаздывая на нужные поезда. Время идет. Все улыбаются. Актеры переругиваются. Клэр продолжает совершать глупости, с каждым разом всё более сознательно. Потом их с Пьером принимают за новобрачных, они спят в мотеле, катаются на мопеде, её впервые за ...дцать лет называют "мадемуазель"... Так проходят сутки. Наконец, она садится в поезд и снова становится мадамой. Чтобы какое-то время спустя увидеть афишу спектакля по пьесе, о которой мечтал Пьер, и затуманиться взором.

Как утверждают, во Франции у "Мадемуазели" бешеный коммерческий успех. Наверное, в основном у мадамов, мечтающих снова поездить на мопеде в компании интересного брюнета.

Милое, легкое, очень французское кино. Без изюминки, но с настроением. Сандрин Боннэр ("Восток-Запад") очень хороша.


"Слепые"
Венгрия
Режиссер: Петер Тимар

Вот уж сюрприз так сюрприз. Если не знать заранее, долгое время кажется, что режиссер держит тебя за идиота. На самом деле – за слепого.

Когда-то великий Робер Брессон снял фильм "Приговоренный к смерти бежал". Сильно новаторский. Во-первых, вся интрига была раскрыта уже в названии, во-вторых, закадровый голос подробно рассказывал о том, что происходит в кадре. При этом фильм оставался вполне смотрибельным и даже больше. В "Слепых" Тимара не просто рассказывают о том, что происходит на экране, – рассказывают с протокольной дотошностью. Вот сейчас героиня расстроена, а сейчас одета в черную куртку и кепку из того же материала. А герой лезет сквозь окно, соединяющее кухню и гостиную. Довольно неуклюже. Падает. Спустя время они занимаются сексом. Он на спине, она сверху. Все это произносится за кадром ровным, приятным женским голосом, без капли эмоций. Так, чтобы было понятно даже слепым. Для них и о них Тимар своё кино и снимал. Получилось странно.

В центре сюжета два музыканта-неудачника, которые решили участвовать в конкурсе на создание мюзикла для школы слепых и, за отсутствием конкурентов, конкурс этот выигравшие. Дело за малым: поставить пьесу – и денежки в кармане. Правда, сделать это непросто – слепых подростков еще надо научить играть.

Собственно, сценарий самого фильма так же убог, как и пьеса, придуманная героями. Примитивная, предсказуемая мелодрама с отвратительно хорошим концом. Актерская игра ниже всякой критики. Но при этом в фильме есть странная цельность. Такое ощущение, что Триман полностью работал на зрителя, причем на очень конкретного – слепого зрителя. Мне сложно (по причине хорошего зрения) оценить, насколько успешно режиссер справился с этой непростой задачей, но что-то ему явно удалось. Короче говоря, над этим фильмом ещё надо подумать.


"Детектор"
Норвегия
Режиссер: Пел Якман

В Норвегии живут очень странные люди. Один мой знакомый норвежец невероятно успешно спекулировал акциями на бирже, при этом продолжая доить коров (не остановился даже после того, как его переехал собственный трактор). В Норвегии есть всё. Они даже арбузы выращивают. И кино вот снимают. Что удивительно – всё у них получается: и арбузы, и кино.

Даниэль – молодой, неопытный психиатр. Папа у него был коммунистом и под руководством Мао строил в Китае деревни, где и сгинул. Друг у него – сексуально озабоченный радиоведущий с "Запрещенного радио", а хобби – шляться по полям с металлодетектором и искать всякие занимательные железяки в компании себе подобных. Пациенты у Даниеля все со странностями (собственно, других у психиатра и быть не может), и контакта с ними никак не возникает.

Начинается всё банально – долгое время кажется, что это просто история об инфантильном 28-летнем пареньке и его не в меру заботливой маме. Тут еще любовь приключилось с одной милой девушкой, пришедшей за найденным сапером Даниэлем медальоном... Но. Всё оказалось хитрее. И папа как-то не совсем сгинул, и девушка – не совсем та девушка. Потом еще зловещий флейтист мордой об асфальт колотит. И лишь пациент-сатанист оказывается парнем что надо, оказывает и психологическую, и физическую помощь. Тут, кстати, очень милый поворот – в нормальном кинематографе герой, чью девушку сильно обидели, тут же вспоминает о былой службе в спецвойсках (в крайнем случае – о бойскаутском прошлом) и изобретательно крошит неприятелю челюсти; в нормальной жизни (особенно в цивилизованных странах) – в лучшем случае идет в полицию, а вот в "Детекторе" симпатяга Даниель просто звонит другу-сатанисту и спокойно наблюдает, как неприятельские челюсти крошат правильные бритоголовые молодцы.

В общем, хорошее кино делают братья скандинавы. Пожалуй, получше, чем их же арбузы.


Продолжение обзора конкурсных фильмов следует...

Выбор читателей