Мыльная опера с кровью

Сказка. Местами добрая и красивая, местами страшная, а местами сплошной Хармс. Сладенькая мелодрама вдруг выплескивает нам в лицо пару литров крови, а комедийная ситуация заканчивается трупом

Если взять вместе много-много разных ингредиентов, смешать их хорошенько, как следует посолить и сказать волшебные слова: КРЭКС. ПЭКС. ФЭКС! – то может получиться либо ирландское рагу, либо деликатес. Все зависит от квалификации повара. С фильмами то же самое. Все зависит исключительно от мастерства режиссер. И сценариста.

Действие "Сестрички Бетти" начинается в Канзасе. В том самом Канзасе, где много лет назад жила девочка Дороти (известная у нас как Эли). Так вот. В том же самом штате, а быть может, и том же самом городе живет Бетти (Рене Зеллвегер). Простая официантка, замужем за тупым гопником, торгующим автомобилями и изменяющим Бетти с секретаршей. Девичьи мечты о медицинской карьере много лет назад разбились о быт и лежат рядом с "Титаником". Напоминанием о них служит лишь любовь Бетти к телесериалу, повествующему о большой больнице в Лос-Анджелесе и добром докторе-кардиохирурге с сердцем из чистого золота (Грег Киннеар).

Все изменяется, когда в гости к неверному мужу приходит пара незнакомых афроамериканцев. Бетти в это время сидит в другой комнате и смотрит любимый сериал. Сидит тихо-тихо, чтоб, не дай Бог, не услышали и не помешали. Гости, Чарли (Морган Фримен) и Уэсли (Крис Рок), выпили, поговорили о жизни, затем поставили вопрос ребром: где наш товар? Муж был настолько туп, что попытался закрысятничать у мафии несколько килограммов наркотиков. В ходе допроса с пристрастием было выяснено месторасположение партии (в багажнике "бьюика"), но подозреваемого нечаянно (!) скальпировали, а затем уже сознательно убили. А что с ним еще с таким делать?

У Бетти, оказавшейся невольной свидетельницей насильственной смерти мужа (хоть и нелюбимого), в мозгу что-то щелкнуло, и телевизор с реальностью поменялись местами. Решила бедняжка, что она – бывшая невеста доброго доктора Дэвида Равелла. Что они расстались давным-давно, однако, поскольку у доктора пару десятков серий назад умерла жена, самое время им воссоединиться. Собрала вещи и двинулась в Лос-Анджелес в поисках любви, как и ее знаменитая землячка, но не по дороге из желтого кирпича, а по хайвэю. Только вот машину выбрала неудачно – тот самый "бьюик" с наркотой в багажнике. Вдогонку пускаются убийцы, которым нужно: а) устранить свидетеля, б) вернуть товар. Постепенно поиски приобретают странный характер. Потенциальный пенсионер Чарли, долго разглядывая фотографию Бетти, влюбляется в нее, создав в голове идеальный образ женщины-ангела, чем очень напрягает своего напарника. То есть Бетти сходит с ума по придуманному доктору, а Чарли сходит с ума по придуманной Бетти.

В Лос-Анджелесе Бетти устраивается медсестрой в госпиталь, где, согласно сценарию, должен работать доктор Равелл. Ходит, ищет его везде, вопросы задает. А люди кругом занятые, телевизор не смотрят, что за Равелл – не знают, но искренне пытаются помочь. Еще древние латиняне точно подметили, что кто ищет, тот всегда найдет. Нашелся и наш Айболит, который в жизни оказался довольно мерзким типом по имени Джордж (Клуни?). Он принимает Бетти за одну из фанаток, а ее странное поведение считает очень талантливой заявкой на роль в выдыхающемся сериале.

Сказка. Местами добрая и красивая, местами страшная, а местами – сплошной Хармс. Сюжет слабопредсказуем, а временами просто безумен. Однако в безумии есть странная система. Сладенькая мелодрама вдруг выплескивает нам в лицо пару литров крови, а комедийная ситуация заканчивается трупом. Киллеры ведут разговоры в стиле "Криминального чтива". В их диалогах двойной или даже тройной стеб. Глядя на бесподобного Фримена, с одной стороны, приходит на ум сдвинувшийся на теологии Джулс, с другой – вспоминаешь роли Фримена в фильмах "Семь" и "Целуя девушек", где он с теми же интонациями, добрым выражением лица и даже теми же очками для чтения искал убийц, а здесь сам убивает. Фримен и Рок составили великолепный дуэт. Фримен всегда был хорош, а к Року лично у меня отношение после "Догмы" и "Сестрички" изменилось в лучшую сторону. У Зеллвегер это вообще лучшая роль, за которую она вполне заслуженно получила "Золотой глобус".

Фильм построен по всем законам мыльной оперы: с несчастной любовью, традиционными поворотами сюжета типа потери памяти, гипертрофированными характерами и чувствами и, конечно, со счастливым концом. Крупные планы, длинные паузы, многозначительные лица. Нечто схожее было у Вуди Аллена в "Пурпурной розе Каира", но там герой сходил с экрана, здесь же героиня сама стремится попасть на экран.

Фильм получил в Каннах приз за лучший сценарий.

Выбор читателей