При всем богатстве выбора ООН в тупике

Россия выступила в СБ ООН против американо-британского проекта резолюции по санкциям в отношении Ирака, выдвинув контрпредложение. Однако оно было немедленно отвергнуто США и Великобританией

Россия выступила в Совете Безопасности ООН против американо-британской резолюции по введению режима так называемых "умных санкций" в отношении Ирака, предложив взамен свой проект, предусматривающий перспективу снятия с Багдада 11-летнего эмбарго.
Великобритания и США, в свою очередь, отвергли российские предложения, заведя Совет безопасности ООН в тупик.

На заседании Совета безопасности, состоявшемся во вторник вечером, постоянный представитель РФ при Объединенных Нациях Сергей Лавров предложил в начале дискуссии ускорить снятие с Ирака санкций, наложенных после вторжения иракских сил в Кувейт.

Он заявил, что принятие резолюции в нынешнем виде нивелирует усилия по предотвращению гуманитарной катастрофы в Ираке и приведет к разорению иракской экономики. "Принимая во внимание эти факторы, мы не сможем согласиться с проектом этой резолюции, которая, безусловно, не пройдет", - отметил дипломат.

В соответствии с резолюциями СБ, санкции, наложенные на Багдад после иракского вторжения в Кувейт в 1990 г., не могут быть сняты до тех пор, пока инспектора ООН не удостоверятся в том, что Ирак полностью прекратил разработки химического, биологического и ядерного оружия.

Как передает "РИА Новости", проектом англо-американской резолюции предусматривается введение так называемых "умных санкций" в отношении Ирака, что означает некоторое расширение перечня гражданской продукции, разрешаемой для ввоза в страну в рамках программы "нефть в обмен на продовольствие" при одновременном резком ужесточении контроля за продукцией двойного назначения. Перечень таких товаров, запрещенных к ввозу в Ирак, стал одним из камней преткновения в выработке приемлемого документа.

Лавров внес на рассмотрение членов Совета безопасности альтернативный проект, предусматривающий возможность приостановки санкций при условии сотрудничества властей Ирака с международным сообществом в области контроля над его оборонными программами. То есть, как передает Reuters, Россия хочет пересмотра резолюции 1999 г. о том, что Ирак должен позволить инспекторам ООН провести проверку бывших программ Багдада по созданию оружия массового уничтожения, прежде чем будут сняты санкции. Ирак отвергает любую возможность приезда инспекторов. Россия же предлагает снять все санкции на гражданские товары и позволить Ираку полностью контролировать свои доходы сразу же после того, как инспекторы установят систему мониторинга, даже не отчитавшись по поводу оружия.

Группа сотрудников ООН, инспектировавших вооружения Ирака, покинула страну в декабре 1998 г., за несколько часов до начала массированных бомбардировок союзнической авиации, предпринятых в качестве наказания за отказ Багдада сотрудничать с ООН в программе инспекции вооружений. С тех пор Ирак препятствовал возвращению инспекторов.
Во вторник, по информации ВВС, посол Ирака в ООН Мохаммед аль-Дури в ответ на вопрос о том, будет ли инспекторам позволено вновь въехать в страну, заявил: "Позиция Ирака по этому выражается тремя словами: никогда, никогда, и никогда".

"Единственный путь из тупика, в котором уже долгое время находится иракская проблема, лежит во всеобъемлющем подходе, который предполагал бы конкретные и выполнимые критерии приостановки, а затем отмены санкций в тесной увязке с возобновлением разоруженческого мониторинга внутри Ирака", - заявил Лавров в интервью ИТАР-ТАСС.

Мировое сообщество "заинтересовано в том, чтобы знать об отсутствии у Ирака попыток возобновить программу производства оружия массового уничтожения", указал он. Вместе с этим, подчеркнул постпред РФ при ООН, "Ирак должен иметь четкие представления о том, что ему еще осталось сделать для того, чтобы санкции были сняты".

При этом Лавров подчеркнул, что Россия готова к дальнейшему обсуждению функционирования гуманитарной операции. "Однако такое обсуждение должно быть не политизированным и нацеленным на согласование мер действительного улучшения гуманитарной программы", - отметил Лавров.

Однако инициатива российской дипломатии натолкнулась на жесткое неприятие со стороны представителя Великобритании, заявившего, что США и Англия остаются приверженными своему проекту документа. "Этот подход не является позитивным и не дает никаких оснований отказываться от британского плана попытки улучшить гуманитарную ситуацию в Ираке", - заявил постоянный представитель Великобритании Джереми Гринсток.

Для принятия резолюции Советом Безопасности был установлен временной лимит до 3 июля. Не сумев договориться о пересмотре санкций в начале июня, СБ ООН продлил действие программы "Нефть в обмен на продовольствие" всего на месяц вместо обычных шести. В знак протеста Ирак прекратил экспорт нефти под наблюдением ООН во все страны, кроме соседних Турции и Иордании.
Кроме того, иракские власти открыто предложили России выгодные нефтяные контракты в обмен на вето на проект США и Великобритании.

В понедельник, когда стало известно о готовности России противодействовать принятию резолюции в нынешнем виде, госсекретарь США Колин Пауэлл сообщил журналистам в штаб-квартире ООН, что дата голосования по проекту резолюции может быть перенесена. "Мы не смогли решить все технические вопросы, - сказал госсекретарь. - Если мы не придем к принятию резолюции, придется решать, что делать дальше - каким образом продлить ныне действующий режим санкций и на какой период".

Увы, надежд на достижение какого-то компромиссного решения проблемы продления или изменения санкций, после столь резких заявлений трех постоянных членов Совета Безопасности почти нет. А перед ООН теперь стоит весьма трудноразрешимая задача.

Читайте также

Выбор читателей