Церковные игры в "верю – не верю"

Наличие конфессиональных проблем не освобождает церковных иерархов конфликтующих Церквей от возможности договариваться. У нас, слава Богу, не Ближний Восток, а Папа и Патриарх – не светские лидеры

Самолет Международных украинских авиалиний увез в крошечный Ватикан одного из самых влиятельных людей современного мира, оставив на земле клубок проблем весьма деликатного свойства. Конфессиональные проблемы всегда считались наиболее трудными для разрешения, даже более трудными, чем национальные, ибо прочертить на карте границы веры нельзя. Однако организационные структуры, эту веру бдящие, "прописаны" во вполне земных координатах. Возможно, благосклонные к торжеству идеи экуменизма наши отдаленные потомки станут изучать историю противостояния православной и католической церквей лишь по учебникам. Будет это, однако, ой как не скоро: в Церквях чтят приверженность традициям, быть может, даже не очень приличествующим дню сегодняшнему.

О закончившемся визите Иоанна-Павла II в Украину сказано и написано многое. Уже давно в России не уделяли такого внимания приезду государственного деятеля (а Папа – глава государства Ватикан) в другое государство, пусть даже соседнее нам. Искать этому объяснения только в том, что Русская Православная Церковь (РПЦ) и католический Ватикан пребывают, мягко говоря, в прохладных отношениях, было бы неправильно. Это данность, которую принимают "как есть", не вникая в подробности. Ведь отношения эти и вправду запутанны, ибо зиждутся на той бездарной и тупой политике по отношению к конфессиям, что велась в СССР со времен Сталина. Разобраться в том, кому принадлежат злосчастные епархии, сначала отобранные государством в конце 40-х у Украинской Греко-Католической Церкви в пользу РПЦ, а затем силой "отвоеванные" у последней украинскими националистами в пользу УГКЦ, так же сложно, как и в том, кому принадлежал в свое время Карабах: армянам или азербайджанцам. И кто, скажите на милость, здесь, в России, будет разбираться в тонкостях юрисдикции там, в Украине, Киевского Патриархата (УПЦ-КП), Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ-МП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ)? Греко- и римско-католики, католический и греческий обряды... И это страшное слово "прозелитизм", от которого попахивает как минимум проказой, хотя на самом деле оно подразумевает "конфессиональное вторжение на территорию, уже занятую какой-либо из конфессий". Что для Церкви ничуть не лучше той же проказы. В нашем случае такой территорией является Украина, которую РПЦ считает своей, а католическую Церковь, понятное дело, вторгшейся туда самым наглым образом. Некоторые из числа особенно ожесточенных противников визита Папы даже сочли для себя возможным назвать посещение им Киева "вторым вторжением Гитлера". На проповеди Иоанна-Павла II собралось до полутора миллионов католиков – это ли не "вторжение"?

Нет, трудно это всё понять, если специально не задаться такой целью. Однако есть, как говорится, простые истины, понятные и мирянам, и служителям церкви. Вот о них и стоит поговорить в открытую, без утайки. А чего стесняться? Ведь Церковь, вроде бы отделенная у нас от Государства, присутствует на государственном же телевидении и радио в таких объемах, что хоть беги, Конституцию перечитывай – может, чего пропустил...

Наличие конфессиональных проблем не освобождает церковных иерархов конфликтующих Церквей от возможности договариваться. У нас, слава Богу, не Ближний Восток, а Папа и Патриарх – не светские лидеры. Язык ультиматума, на котором заговорил Патриарх Алексий II, покоробил многих. Эти многие, повторюсь, мало сведущи в спорных вопросах, а те, кто сведущ, вполне соглашаются, что вопросов к Ватикану у РПЦ много. Однако Православная Церковь, не раз выступавшая посредницей в конфликтах внутри России, пока показывает полную неспособность продемонстрировать свое миротворчество в делах, затрагивающих напрямую ее саму. Возврат храмов и отказ от политики прозелитизма – вот те условия, на которых РПЦ согласна в будущем приветствовать Папу Римского в Москве. При этом Алексий II не может не понимать, что "программа-максимум", как правило, являющаяся завуалированным ультиматумом, почти никогда не приводит к перемирию, тем более к миру. Ясир Арафат как-то уже включал в свою "программу" мирного урегулирования пункт об Иерусалиме – столице государства Палестина, а Аслан Масхадов – о "независимой Ичкерии", пусть и в сфере интересов России. И что, сейчас на Ближнем Востоке мир? Или в Чечне? За всю эту неделю ни разу православные иерархи не намекнули, где и когда они наконец начнут решать все те проблемы, которые столь решительно обозначают. Ведь намек в устах церковного чина стоит более прямых слов опытного дипломата. Не случайно тот же Иоанн-Павел II столь щедро извинялся за деятельность римской Церкви в прошлом: это сразу же и почти однозначно было воспринято как попытка примирения именно с РПЦ и именно за бесчинства в православных приходах Украины в 90-е годы. Ужель самой РПЦ нечего "намекнуть"?

Создается впечатление, что при нынешнем Папе РПЦ вовсе не намерена эти проблемы решать. Пребывание Алексия II в сане главы Русской Православной Церкви совпало с периодом подлинного расцвета православия в стране, где до того детей крестили тайно, а атеизм мог быть только воинствующим. Православная Церковь, у которой сам Владимир Путин испрашивал благословения на президентство, растет и приумножается. Крепнет и ее влияние в зарубежных православных епархиях (кстати, к вопросу о прозелитизме, уж если на то пошло). Со своей стороны, нечто схожее наблюдается и в римско-католической церкви, во главе которой – один из самых выдающихся Пап со времен первого из них, апостола Петра. Папа, говорящий на всех языках мира; Папа, разъезжающий по странам, посещающий мегаполисы и заброшенные деревушки где-нибудь в Центральной Африке; Папа, переживший покушение; и, наконец, Папа, пишущий вполне светские стихи и распевающий в присутствии паствы на своем родном польском веселые песенке о дождичке, – такой Папа не может не казаться РПЦ опасным для неокрепших душ на постсоветском пространстве. При всей условности или даже неправомочности сравнений, все же обескураживает, насколько спокойно прошел визит русского Патриарха в Белоруссию (чей президент недавно заявил, что он – "православный атеист") в сравнении с получившим огромный резонанс посещением Иоанна-Павла II Украины.

И все же надежда на то, что мы живем во времена, отличные от эпохи противостояния Тевтонского ордена и Православной Руси, сохраняется. Достаточно заметить, что во время визита Папы в Украину никаких эксцессов со стороны православной части прихожан замечено не было. Очевидно, что РПЦ вполне контролировала ситуацию, стремясь не допустить чего-либо из ряда вон выходящего. Отрадно также, что вчера же в Минске Алексий II пообещал "проанализировать" информацию, полученную по итогам визита главы римско-католической Церкви в Украину.

Очень хочется, чтобы и там и здесь все же больше верили в Бога, а политикой занимались меньше.

Выбор читателей