Российские дороги допекли наше правительство

Министр транспорта Сергей Франк пообещал, что правительство России выделит до 2010 г. 2,2 трлн руб. на строительство дорог и улучшение дорожного покрытия. Но все ли деньги пойдут по назначению?

Правительство России сегодня обсуждает итоги реализации президентской программы совершенствования и развития автомобильных дорог на 1995-2000 гг., а также проект национальной программы развития сети автомобильных дорог на период до 2010 года.

По сообщению Министерства транспорта РФ, в результате реализации президентской программы по развитию автодорог за последние 5 лет протяженность автомобильных дорог в стране увеличилась с 519 до 584 тыс. км, причем протяженность федеральных автодорог возросла с 41 до 46,3 тыс. километров.

Оказывается, за эти годы было построено и реконструировано 34 тыс. км автодорог, отремонтировано 183 тыс. км, в числе которых 290 км мостов. В Минтрансе особо выделили такие отреставрированные мосты, как один из самых длинных в Европе - мост через Волгу у города Саратова (4,5 км), мост через Обь возле Сургута (более 2 км), через Амур у Хабаровска (2,8 км), мост через Оку у Коломны (около 2 км).

Вместе с тем, отмечается, что дорожное строительство в стране сопровождалось стремительным ростом числа автомобилей - за 5 лет машин в России стало в 1,5 раза больше, зато аварийность на дорогах снизилась на 4%.

Реализация президентской программы позволила создать более 200 тыс. рабочих мест и еще 200 тыс. человек было привлечено в сферу услуг дорожного сервиса.

Вместе с тем, по оценке экспертов, протяженность дорожной сети в России должна составлять около 1,5 млн км, тогда как сейчас она достигает лишь 925 тыс км.

Серьезной проблемой является тот факт, что 39 тыс. населенных пунктов России с общим населением свыше 10 млн человек не имеют автомобильных дорог с твердым покрытием, и во время весенне-осенней распутицы оказываются оторваны от внешнего мира. И даже если случается что-то экстренное в этих селах, например, пожар, пожарные машины иногда добираются только на следующий день (проверено на опыте).

20% автомагистралей в России работают в режиме перегрузки. Помимо этого отмечается, что часть регионов страны, в том числе Дальний Восток, Чукотка, северные районы Якутии не соединены с дорожной сетью страны.

В этой связи Министерство транспорта РФ подготовило национальную программу "Дороги России ХХI века", рассчитанную на период до 2010 года. В результате реализации этой программы протяженность дорог общего пользования в России должна увеличиться с 584 тыс. км до 670 тыс. км. Планируется построить и реконструировать 11 тыс. км федеральных автодорог и отремонтировать 48 тыс. федеральных автомобильных дорог.

Ожидается, что в результате реализации программы пропускная способность основных автомагистралей в России увеличится в 1,5-3 раза.

Кроме этого, правительство России намерено направить до 2010 г. 2,2 трлн руб. на финансирование этой национальной программы, заявил министр транспорта Сергей Франк.

По словам министра, 45% средств на реализацию программы выделит федеральный бюджет, оставшиеся 55% будут получены за счет субъектов Федерации.

Больше внимания будет уделено развитию межрегиональных дорог и международных транспортных коридоров, в частности, трасс Москва-Астрахань и Москва - Санкт-Петербург с выходом на Финляндию.

По словам министра, в ближайшие 8 лет предполагается сформировать федеральную сеть дорог и ликвидировать разрывы дорог, например, на трассе Москва-Владивосток в районе Читы-Хабаровска.

Экономика России получит значительное развитие за счет развития промышленности, транспортной инфраструктуры. Прибыль от реализации этой программы, по мнению Франка, может составить до 8 трлн рублей. "Если мы не будем уделять внимание дорожному строительству, автотранспортное сообщение не получит никакого развития", - подчеркнул Франк.

Министр сообщил также, что, по статистике, в настоящее время на тысячу человек приходится 150 автомобилей, а через 10 лет, по прогнозам, будет уже 250 автомобилей на тысячу граждан.

Тем временем, премьер-министр Михаил Касьянов в ходе заседания правительства поставил перед соответствующими министерствами и ведомствами задачу существенно улучшить качество материалов, используемых в дорожном покрытии на дорогах России.

Уже в этом году в правительство должны быть внесены нормативные акты, существенно ужесточающие стандарт требований, предъявляемых к качеству дорожного покрытия, подчеркнул Сергей Франк. По его словам, правительство "будем вынуждено" предпринять ряд шагов в этой сфере.

Говоря о перспективах реализации одобренной в целом программы развития сети автомобильных дорог на период до 2010 года, Франк подчеркнул, что никаких ограничений на участие частного капитала в реализации программы нет. "По ряду объектов мы намерены привлекать частные средства на принципах проектного финансирования", - продолжил Франк.

Однако, как заметил министр, платные дороги правительство не рассматривает в качестве рычага, на который можно серьезно рассчитывать. Он пояснил, что окупаемость и целесообразность введения платных дорог зависит от интенсивности движения, иначе средняя плата за их пользование будет слишком высокой. Дорог с подобным интенсивным движением в России пока немного, поэтому введение платных дорог в ходе реализации программы "находится не в фокусе", сказал Франк, по словам которого, возможна реализация пилотных проектов в этой сфере.

Защитные меры в отношении российских производителей автотранспорта необходимо вводить осторожно, не впадая в крайности. Так министр прокомментировал сообщения о возможном введении высоких пошлин на ввозимые в Россию автомобили импортного производства старше 5-7 лет. По словам Франка, российский автомобильный рынок не должен стать свалкой для старых машин, однако "необходимо учитывать тенденции".

Кроме того, чрезмерная защита от конкурентов иногда не идет на пользу производителям, считает Франк. Он привел в пример ситуацию на российском рынке тяжелых седельных тягачей и грузовиков. С 1992 г., сказал Франк, действовала высокая пошлина на импорт в Россию грузовиков этой категории. Однако в этих условиях российские производители так и не смогли создать необходимый седельный тягач, и в итоге Россия потеряла позиции на мировом рынке.

Выбор читателей