Посол США уходит, но не прощается

Совсем скоро посол США в России Джеймс Коллинз, занимающий этот пост с сентября 1997 года, оставит свою должность. Корреспондент "Yтра" попросил г-на Коллинза ответить на несколько вопросов для нашей газеты

Совсем скоро посол США в России Джеймс Коллинз, занимающий этот пост с сентября 1997 года, оставит свою должность. Корреспондент "Yтра" попросил г-на Коллинза ответить на несколько вопросов для нашей газеты.


"Yтро": Какие наиболее важные события произошли во время Вашего пребывания в Москве в качестве посла Соединенных Штатов?

Джеймс Коллинз: Главным за эти четыре года было то, что наши отношения приобрели прагматичный характер. Мы пережили два важнейших события. Во-первых, это экономический кризис 1998 года, во-вторых, косовский кризис 1999 года. Важным событием также было окончание эры Ельцина и начало работы новой администрации Путина. Во всех случаях речь шла о вызове нашим отношениям, но они выдержали эти испытания. Несмотря на различные трудности, возобладало реалистическое понимание друг друга.

"Y": Как Вы расцениваете нынешний характер взаимоотношений между США и Россией: какие проблемы потеряли свою актуальность, а какие, наоборот, ее приобрели?

Д.К.: Я думаю, что встреча наших президентов в Словении открыла очень обнадеживающий период в двусторонних отношениях. У президентов состоялась широкая дискуссия, прежде всего по вопросам экономических взаимоотношений, о том, как нам необходимо их развивать, а также относительно сотрудничества в построении и развитии гражданского общества. Кроме того, важным является сотрудничество в области безопасности, и то, как мы должны преодолевать различия и трудности, существующие в этой сфере. Встреча создала основу для установления доверия между двумя президентами, а это, в свою очередь, будет способствовать конструктивному развитию отношений в тех областях, которые я указал выше.

Тем не менее, остаются вопросы, которые могут осложнять наши отношения в большей или меньшей степени. Безусловно, мир уже не выглядит так, каким он был 10-15 лет назад. В то же время в российско-американских отношениях существуют различные подходы к тому, как относиться к современной ситуации в мире. Это касается подходов наших правительств к таким проблемам, как стратегическое сдерживание и стратегическая стабильность в вопросах безопасности. И, конечно, основной проблемой в данном случае является проблема противоракетной обороны.

Важнейшим вопросом является вопрос о том, как мы можем предотвратить распространение оружия массового поражения. Мы договорились, что это цель, которую мы разделяем. В то же время существуют противоречия относительно того, что можно и нужно делать в данном направлении, что нужно предпринимать для того, чтобы оружие массового поражения не попадало в руки таких стран, как, например, Иран. Речь идет и о нераспространении технологий для производства такого оружия.

Мы договорились о том, что будем предпринимать все меры для борьбы с терроризмом, решать проблемы организованной преступности и транспортировки наркотиков. И, конечно, мы должны найти новые способы создания здоровых экономических отношений между нашими странами.

"Y": Удастся ли Путину и Бушу в большей степени продвинуть наши отношения, чем Ельцину и Клинтону?

Д.К.: Они – разные люди. И мы вступили в новые времена, в новую эру. Вопросы, которые приходится решать, тоже другие. Главный вызов, существовавший во времена Ельцина и Клинтона, состоял в том, чтобы осуществить переход от старой системы к новой, сохраняя определенную стабильность. Напомню, основным вопросом был вопрос о том, что необходимо делать с ядерными силами, чтобы они управлялись надежным образом и чтобы распад Советского Союза не привел к созданию новых ядерных государств. Плюс к этому, необходимо было обеспечить вывод советских и российских войск из стран Восточной Европы и Прибалтики без каких-то серьезных осложнений и дестабилизации обстановки. И в то же время мы должны были сделать так, чтобы переход от командной, тоталитарной системы не привел к распаду самой России.

Я думаю, что проблемы, существующие между Бушем и Путиным, совершенно иного рода. Они должны найти решение проблем безопасности. Нам очень важно управлять нераспространением ядерного оружия. При этом нам нужно иметь дело с новой стратегической обстановкой, новым окружением. Россия Путина – это страна, главной задачей которой является не расформирование прежнего государства, а укрепление нового. Господин Буш подчеркнул, что его приоритетом является развитие бизнес-отношений с Россией, основанных на взаимных интересах. Он хотел бы укреплять отношения в так называемом "третьем секторе", к которому относятся наука, культура, развитие гражданского общества. Президент США хотел бы укреплять сотрудничество между нашими странами в области ликвидации региональных и других локальных конфликтов, а также работать над созданием системы стратегической стабильности, основанной на новых реалиях.

"Y": Наблюдается ли, на Ваш взгляд, движение двух стран навстречу друг другу в вопросе НПРО? Позволяет ли внутриполитическая ситуация в США реализовать эту доктрину в полном объеме?

Д.К.: Понятно, что в США существует уверенность в том, что система, созданная в 70-е годы, себя изжила. "Холодная война" окончена. Мы больше не живем в мире, где существует двусторонний идеологический конфликт. Проблемы и опасности современного мира отличаются от тех, что существовали, скажем, 15 лет назад. Президент США совершенно ясно дал понять, что он будет создавать и продвигать противоракетную оборону для Соединенных Штатов.

Но это не единственное, что господин Буш делает для разрешения современных проблем. Мы верим, что не только Америка, но и Россия почувствует себя в большей безопасности, если будет создана более эффективная система нераспространения оружия. Мы будем работать вместе, чтобы предотвращать угрозу со стороны стран, получивших доступ к ядерному оружию и ракетным технологиям. Американцы уверены, что противоракетная оборона должна играть важную роль в системе прочих отношений и договоров. Пока что очень трудно сказать, как эта система будет выглядеть, потому что окончательного решения по этому вопросу не принято. Дело в том, что система, преложенная администрацией Клинтона, не показала себя эффективной. У нас существует множество вариантов решения данной проблемы, и они обсуждаются. Разумеется, в итоге учтут самые разные обстоятельства и, естественно, мнение тех, кто будет принимать окончательное решение о том, какой из предложенных вариантов будет наиболее эффективным.

"Y": Каковы Ваши дальнейшие планы? Будут ли они каким-либо образам связаны с Россией?

Д.К.: Я ухожу с правительственной службы. Тем не менее, я буду вовлечен, правда, еще не знаю как, в наши двусторонние отношения.

Я верю, что у России большие шансы развиваться демократически, в сторону процветания и экономического благополучия, основываясь на принципах рыночной экономики. Я полагаю также, что в ближайшем будущем одним из важнейших вопросов, с которыми столкнется Россия, станут отношения между гражданскими свободами и интересами государства.

Если Россия хочет создать модернизированную, конкурентоспособную экономику и социальную систему, работающую по современным законам и законам рынка, она должна высвободить предпринимательские качества своих граждан, и на этом пути предстоит сделать еще многое. Предприниматели должны быть уверены в том, что, если они идут на коммерческий риск, то возможные последствия будут носить справедливый характер. И, конечно, нужно решить традиционную российскую проблему в отношениях между судебными властями и властью контролирующей. Меня очень вдохновляют некоторые вещи, которые были сделаны для реформирования юридической системы и развития предпринимательских возможностей в России. В то же время, меня беспокоит, что законы не всегда используются для того, чтобы устанавливать правила игры, а в качестве орудия для уничтожения конкурентов в ходе экономической борьбы.


СПРАВКА
Джеймс Франклин Коллинз был приведен к присяге в качестве посла США в Российской Федерации 2 сентября 1997 года, после того как Президент Клинтон представил, а сенат Соединенных Штатов утвердил его кандидатуру на этот пост.
Карьерный дипломат, обладающий глубоким знанием российской проблематики, посол Коллинз возвращается в Москву в четвертый раз после работы в Вашингтоне в качестве старшего координатора, а затем посла по особым поручениям и специального советника государственного секретаря по новым независимым государствам – бывшим республикам СССР.
Ранее г-н Коллинз уже дважды получал назначения в посольстве США в Москве: с 1990 по 1993 годы он работал там в качестве заместителя главы миссии и временного поверенного в делах США в России, а с 1973 по 1975 годы – в качестве второго секретаря. Впервые г-на Коллинза привела в Москву научно-исследовательская работа, которую он вел в 1965-1966 гг. на историческом факультете Московского университета в качестве участника программы обменов.
Помимо дипломатической работы в Москве г-н посол занимал ряд руководящих постов в Государственном департаменте США в Вашингтоне и работал в аппарате Национального совета безопасности США.
В январе 1993 года г-н Коллинз получил награду государственного секретаря США за выдающиеся заслуги, а в октябре 1993 года – почетную награду Госдепартамента США. В декабре 1995 года он был удостоен медали Министерства обороны США за выдающиеся заслуги на общественной службе. Он является также обладателем ряда других наград Государственного департамента за различные заслуги.
Г-жа Наоми Ф. Коллинз, на которой г-н Коллинз женат уже в течение 34 лет, – писательница, преподаватель и общественный деятель. Она занимала посты исполнительного директора Гуманитарного совета штата Мэриленд, связанного с Национальным движением за гуманизм, а также исполнительного директора НАФСА, международной ассоциации работников сферы образования со штаб-квартирой в Вашингтоне. У г-на и г-жи Коллинз два взрослых сына: Роберт и Джонатан.

Выбор читателей