Как выгодней купить здоровье. Часть 1

Развитие платной медицины расширило возможности получения квалифицированной и разнообразной помощи. Но и защищаться от недобросовестных эскулапов тоже надо уметь

В прежние времена ходила такая шутка. Студент из дружеской Африки, впервые попав в руки советских медиков, был неприятно шокирован. Зато, сказали ему, в Советском Союзе медицина бесплатна. "Ну, – ответил студент, – такая медицина и у нас в Африке бесплатна".

Медицина у нас давно перестала быть бесплатной даже номинально. Врач районной поликлиники недрогнувшей рукой выписывает направления на платные анализы и обследования. Бесплатно можно получить только больничный и советы. Еще – флюорографию, простейший анализ крови, иногда ультразвук (если есть желание стоять в очереди 3-4 недели, иначе – тоже за плату). И хотя мы вздыхаем, расплачиваясь за услуги, по большому счету, никто не требует возврата назад, к бесплатной "по-африкански" медицине. Понимаем, что за здоровье надо платить.

Рынок платных медицинских услуг является одним из самых быстрорастущих. Но, как и на всяком развивающемся рынке, здесь не обходится без перекосов. Поэтому, обращаясь к частным врачам и клиникам, не забывайте, что ваше здоровье по-прежнему находится в ваших руках. Нерадивые студенты бывают и в медицинских институтах – и вовсе не факт, что потом они уходят в государственную медицину.

Театр начинается с вешалки, а медицинское учреждение – с информации. Обратите внимание на то, какая информация вывешена на видном месте в приемной. Если по стенам развешаны дипломы академий и ассоциаций с громкими именами, это еще ни о чем не говорит. Главный документ, дающий право работать, – лицензия. Ее копия должна висеть на видном месте. Нелишне ознакомиться с ней повнимательнее. Обратите внимание на дату и срок выдачи – возможно, лицензия просрочена. Сравните предлагаемые услуги с перечисленными в лицензии – разрешается оказывать только те, которые в ней указаны. Практика свидетельствует, что нарушения прав потребителей на информацию об исполнителях медицинских услуг и о предоставляемых услугах по-прежнему распространены, а работа без лицензии или предоставление не указанных в лицензии услуг является не только незаконным, но и таит угрозу качеству и безопасности медицинской помощи.

Вот несколько примеров. Нижегородское территориальное управление МАП России при проверке индивидуального предпринимателя Ж., осуществляющего платные стоматологические услуги, выявило грубейшие нарушения законодательства о защите прав потребителей, в том числе оказание медицинских услуг без лицензии, использование медикаментов с истекшим сроком годности, отсутствие информации об услугах и т.д. По результатам проверки выдано предписание, за неисполнение которого был наложен штраф. Материалы дела направлены в УБЭП ГУВД Нижегородской области.

При проверке муниципального лечебно-профилактического учреждения "Женская консультация №1" то же территориальное управление установило, что данное учреждение оказывает медицинские услуги, не имея лицензии с 1996 г., с потребителями не заключаются договоры, не предоставляется информация о расчете стоимости услуг. Антимонопольное управление выдало предписание о прекращении нарушений прав потребителей и рекомендовало незамедлительно прекратить предоставление платных медицинских услуг до получения в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности. Лицензия до настоящего времени не получена, оказание платных медицинских услуг прекращено.

В основном частники избегают предоставлять информацию о перечне оказываемых услуг, об их цене, льготах для отдельных категорий граждан, квалификации специалистов, сроках годности используемых медикаментов и т.д. Не стесняйтесь, требуйте эту информацию. Если вам ее не предоставили по забывчивости, то врачи будут рады вашему напоминанию, если же информация утаивается намеренно, подумайте – нужна ли вам платная помощь неквалифицированного врача, с просроченными лекарствами и по вздутым ценам. Возможно, лучше поискать другое учреждение.

Во многих регионах остается актуальной проблема разграничения услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования, и платных медицинских услуг. В связи с этим особенно важно, посещая государственные и муниципальные медицинские учреждения, получить полную информацию о платных услугах, поскольку она дает представление о том, какие услуги не входят в объем медицинской помощи, предоставляемой в рамках обязательного медицинского страхования и, соответственно, проверить правомерность взимания платы за услуги. Скажу честно, такую информацию дают неохотно. И если в случае с частной медициной можно пойти к конкуренту, то на государственные и муниципальные учреждения лучше жаловаться. Можно в комитет здравоохранения, можно в органы защиты прав потребителей, можно везде сразу.

Еще одна хитрость, применяемая большинством медицинских учреждений, но особенно часто частнопрактикующими врачами, состоит в том, что вместо письменного договора об оказании услуг вам предлагают чек или счет. Между тем, заключение договора, особенно если лечение носит длительный характер, страхует вас от неприятных объяснений по поводу его качества. Бывает, договор есть, но его условия составлены настолько неопределенно, что трудно понять, какой объем услуг вам должны предоставить по договору. Не стесняйтесь уточнить непонятные места и зафиксировать эти уточнения в договоре либо в приложении к нему.

В случае, если вас не удовлетворило качество лечения, помните, что вы имеете право требовать. Так, вы можете обратиться в суд с иском о возмещении материального и морального ущерба, вызванного неквалифицированными или недобросовестными действиями врачей. Всё большее распространение получает практика, когда к врачам предъявляются иски на основании Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". И хотя самих по себе таких случаев еще немного, важно, что они имеют силу прецедента, изменяя характер взаимоотношений врача и пациента.

Принципиально важным и новым является раздел законодательства об ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, особенно в отношении медицинских работников, в случае нарушения ими прав граждан в области охраны здоровья. Более конкретно порядок возмещения ущерба, нанесенного здоровью, изложен в главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), других документах, принятых в последние годы. В отличие от прошлых лет, когда за допущенный профессиональный дефект врач мог понести лишь уголовное наказание, в настоящее время в соответствии с гражданским законодательством он может быть привлечен и к материальному возмещению ущерба причиненного пострадавшему.

В законодательстве нет нормативного акта, обобщающего и конкретизирующего область защиты прав пациента (в настоящее время заканчивается работа над проектом Федерального закона "О правах пациентов"), но есть законы, содержащие статьи и положения, которые обеспечивают пациенту защиту его прав. Прежде всего, это ст.41 Конституции Российской Федерации, устанавливающая право каждого гражданина на квалифицированную медицинскую помощь. Помимо Конституции, это: "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", законы "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О социальном страховании", "О защите прав потребителей", ГК РФ.

Окончание следует

Выбор читателей