Черная немочь

Эпилепсия не щадит ни простых людей, ни титулованных особ. Падучей страдали Александр Македонский и Цезарь, Петр I и Наполеон. Не обошла болезнь стороной и знаменитых писателей, в числе которых были Джейн Остин, Достоевский, Байрон

Однажды я стал свидетелем эпилептического припадка. Случилось это в нашем парке, где часто собираются доминошники и шахматисты. Мужчина средних лет, только что сделавший удачный ход слоном, заставивший соперника погрузиться в раздумья, вдруг страшно закричал и, переворачивая шахматную доску вместе со столиком, упал на землю. У него начались судороги, изо рта показалась пена. Большинство из наблюдавших эту картину растерялись, не зная, что предпринять. Но, к счастью, нашелся человек, видимо, знакомый с подобной болезнью. Он подложил под голову больного свою курточку, повернул голову эпилептика на бок, сунул ему в рот какую-то деревяшку... Кто-то вызвал по мобильнику "скорую помощь". Однако еще до приезда врачей мужчина пришел в себя. Он абсолютно не помнил, что с ним произошло, и порывался уйти, не дожидаясь прибытия медиков.

На меня это произвело весьма тягостное впечатление. Дома я специально открыл роман Достоевского "Идиот", так как помнил, что в этом произведении Федор Михайлович, который и сам страдал от падучей болезни, довольно подробно описал припадок. Позволю себе привести небольшой отрывок:
"Известно, что припадки эпилепсии, собственно самая падучая, приходят мгновенно. В это мгновение вдруг чрезвычайно искажается лицо, особенно взгляд. Конвульсии и судороги овладевают всем телом и всеми чертами лица. Страшный, невообразимый и ни на что не похожий вопль вырывается из груди; в этом вопле вдруг исчезает как бы все человеческое, и никак невозможно, по крайней мере, очень трудно, наблюдателю вообразить и допустить, что это кричит этот же самый человек. Представляется даже, что кричит как бы кто-то другой, находящийся внутри этого человека. Многие, по крайней мере, изъясняли так свое впечатление, на многих же вид человека в падучей производит решительный и невыносимый ужас, имеющий в себе даже нечто мистическое".

Наверное, именно поэтому древние греки считали эпилепсию священной болезнью. А в эпоху Средневековья тот, кого временами сотрясали эпилептические припадки, считался одержимым дьяволом. Первые дошедшие до нас описания эпилепсии были сделаны за 5 тысяч лет до н.э. египетскими жрецами, врачами тибетской медицины, арабскими лекарями.

Из многочисленных названий недуга ("черная немочь", "падучая болезнь", "детинец") общепринятым стал термин "эпилепсия" (это греческое слово в буквальном переводе означает "схватывание"). Впервые он появился в рукописях Авиценны (Абу Али ибн Сины) в XI веке н.э. Эпилепсия болезнь демократичная, она не щадит ни простых людей, ни коронованных особ. Падучей болезнью страдали Александр Македонский и Цезарь, Петр I и Наполеон. Не обошла она стороной и знаменитых писателей, в числе которых были Джейн Остин, Федор Достоевский и Джордж Байрон. Приступы падучей случались и у Мишеля Нострадамуса.

В большинстве своем эпилептики обладают нормальным, а то и довольно высоким уровнем интеллекта. Скорее всего, негативное восприятие таких больных связано с их видом во время приступа. "Пенящаяся слюна, широко открытые глаза и бледное или посиневшее лицо человека, который, к тому же, упал в грязь и порвал одежду – вот образ, у многих людей связанный с их представлениями об эпилепсии, – пишет врач С.И.Фомичев. – Если, вдобавок ко всему, во время приступа человек выглядит как мертвый, это внушает окружающим страх и отвращение".

Однако эпилепсия вовсе не "душевная болезнь". Согласно 10-й международной классификации болезней, эпилепсия отнесена к "заболеваниям нервной системы с эпизодическими и пароксизмальными расстройствами", куда помимо нее входят мигрень, головные боли, нарушения мозгового кровообращения и нарушения сна. Эпилепсия на сегодняшний день считается одной из наиболее распространенных болезней, ведь, по статистике, ей страдают 6-10 человек на тысячу населения. В последние 10 лет заболеваемость увеличилась в 1,5-2 раза. И, по прогнозам западных специалистов, в XXI веке каждый третий житель Земли хоть раз в жизни перенесет судорожный синдром. Такой неблагоприятный прогноз связан с особенностями нынешней цивилизации (накопление токсических веществ в атмосфере, в продуктах питания, хронический психоэмоциональный стресс).

Чаще всего признаки эпилепсии проявляются еще в детстве (у 25% больных диагноз устанавливается к 5-летнему возрасту, у 50% – к 11 годам). Последний пик активности заболевания – пожилой возраст, когда причинами возникновения припадков служат последствия перенесенных инсультов и опухоли головного мозга.

Специалисты утверждают, что причинами возникновения эпилепсии могут являться: родовая травма, асфиксия, недоношенность, инфекционные заболевания (менингиты, энцефалиты), токсические факторы (некоторые соединения тяжелых металлов, алкоголь, аллергические реакции при введении чужеродных белков и др.), черепно-мозговые травмы, метаболические нарушения (нарушение водного и электролитного баланса, нарушение углеводного обмена гипер- или гипогликемия, витаминная недостаточность и т.п.). У каждого человека есть свой порог реагирования (или "порог судорожной готовности"), но у некоторых людей он бывает настолько снижен, что приступы могут появиться без видимых причин. Предрасположенность к судорожным припадкам может передаваться и по наследству. Исследования показали, что риск возникновения эпилепсии у ребенка в случае болезни одного из родителей составляет 4-6%. Если же эпилепсия диагностирована у обоих родителей, то риск появления приступов у ребенка составляет уже 10-12%. В некоторых случаях причины эпилепсии вообще могут быть не установлены.

Проявления "черной немочи" встречаются разные: от малых припадков с кратковременным отключением сознания на две-три секунды, совершенно незаметных для окружающих, или с мало заметными судорожными подергиваниями конечностей, поворотом головы (такие состояния называются "абсанс", что в переводе с французского означает "отсутствие"), до судорожных припадков продолжительностью до двух-трех минут, когда больной теряет сознание, падает, затем следуют тонические или клонико-тонические судороги, иногда с прикусом языка, щеки. Возможны и такие проявления болезни, как ощущение изменения формы окружающих предметов, подергивание века, покалывание в пальце, неприятные ощущения в животе, кратковременная неспособность говорить, многодневные уходы из дома (трансы) и т.п. Припадку нередко предшествуют неопределенные ощущения, которые, однако, иногда бывают настолько характерными, что больной успевает к нему подготовиться. Это может быть головная боль, тяжесть во всем теле, беспокойство, даже агрессивность, чувство стеснения в груди, ощущение кома в горле...

Зачатую в самом начале припадка эпилептик испытывает особенное состояние, называемое "аурой" (греческое слово, означающее "дуновение", "ветерок"). Проявления ауры весьма разнообразны и зависят от расположения участка мозга, функция которого нарушена. Аура может быть зрительная – она проявляется вспышками и мерцанием в глазах, появлением перед глазами искр, лент, образов, лиц, фигур и т.п. При обонятельной ауре больных преследует дурной запах, часто в сочетании со вкусовыми галлюцинациями (вкус крови, горечь металла, горелой резины и др.). При слуховой ауре больной слышит различные звуки. Психическая аура сопровождается различными переживаниями: от чувства страха до состояния блаженства и, порой, сексуального наслаждения. Иногда аурой может служить состояние "уже виденного" (deja vu) или "никогда не виденного" (jamais vu). Способность человека правильно описать свою ауру может оказать существенную помощь в диагностике.

Основное лечение эпилепсии – прием противосудорожных препаратов. Правда, средства против падучей имеют целый ряд побочных токсических действий, нежелательных для организма, а принимать эти препараты, как известно, основной массе больных приходится даже не месяцы, а годы. Однако эту болезнь можно лечить и хирургическим путем. Во время операции удаляется участок головного мозга, вызывающий эпилептические приступы. Шансы на полное излечение очень велики и составляют 80-90%. Само собой, операция на мозге представляет определенный риск. Довольно эффективно лечится эпилепсия с помощью голодания и специальных диет, например, кетогенной диетой, которая наиболее результативна у детей младше 10 лет. Неплохие результаты дают и так называемые альтернативные методы, к которым относится психотерапия, фитотерапия и гомеопатия. Но, как утверждают специалисты, полностью эти методы заменить медикаментозное лечение, увы, не могут.

Выбор читателей