Как вложить деньги в Сеть и потом вернуть их обратно

Тем, кто всерьез интересуется интернет-инвестициями, можно порекомендовать внимательнее просматривать сводки о динамике цен и доходов на рынках высокотехнологичных продуктов и услуг. Тогда правильные ориентиры будут вам обеспечены

Инвестор в Рунете – это пока белая ворона

В эпоху интернет-технологий инвесторы все чаще переоценивают возможности диверсификации: свои или чужие средства ими вкладываются в "веерные" проекты. Мол, если не выйдет здесь, то в другом проекте повезет. Это делается из-за вполне понятных опасений – не стоит держать яйца в одной корзине. Но в итоге "веерная" инвестиционная стратегия ведет к тому, что ее сторонники вкладывают слишком мало денег в те компании, которые хорошо знают, и слишком много в другие, о которых совсем ничего не знают.

В эпоху Интернета нарастает денежный оборот именно частных, а не государственных или межгосударственных инвестиций. Причем в совершенно непривычных для госчиновников пропорциях. А вот частные лица со всё большим азартом идут на интернет-биржи со своими кровными или заемными средствами. Появились даже операции в Интернете с ценными бумагами по категории IPOs. В каждодневных сводках, рассылаемых по электронной почте, инвесторы (как "государственники", так и частники) получают достаточно детальную информацию о рынках ценных бумаг или технологиях, привлекающих акционеров и перекупщиков акций. Это создает общее представление о рынках и существующих тенденциях.

Сегодняшний бизнес в Интернете немыслим без чтения новостей по интересующим инвесторов темам и, что самое главное, анализа этих новостей. Иначе можно запросто попасть в разряд хронических интернет-неудачников или стать жертвами сетевых мошенников, которых в киберпространстве пруд пруди.

Честные инвесторы есть, причем многие из них зарабатывают очень хорошие деньги. Регулярные публикации финансовых отчетов во многих странах не имеют ничего общего с приписками и очковтирательством, к которым россияне привыкли со времен советской эпохи. В современной западной информационной экономике это не только не нужно, но даже непродуктивно, особенно при долгосрочных отношениях с партнерами.

Nasdaq говорит сам за себя

Тем, кто всерьез интересуется интернет-инвестициями, можно порекомендовать внимательнее просматривать сводки о динамике цен и доходов на рынках высокотехнологичных продуктов и услуг. Тогда правильные ориентиры будут вам обеспечены.

Сегодня на международных и национальных рынках нет никаких надежд на серьезные прибыли, например, у торговцев говядиной. Понятное дело: скандалы с коровьим бешенством сделали свое дело, и теперь быстро растет число вегетарианских магазинов, ресторанов и работающих на них инфраструктур. Но никакими скандалами не сбить устойчиво высокие цены на передовые разработки из области высоких технологий. Перепады в ценах на акции компаний, производящих такую продукцию, незначительны. Однако, учитывая растущие масштабы потребления (ежемесячный прирост участников интернет-бизнеса составляет миллионы человек), можно сказать, что снижение курса акций даже на 2% по индексу Nasdaq (индекс для акций компаний-производителей высокотехнологичной продукции и услуг) принесет немалые дивиденды тем, кто, купив сегодня на 2% дешевле, через три дня продаст их по возросшему на 5% курсу. А еще через три месяца такой рост может составить и 500%. Это вполне реально. В прошлом году особенно характерным был такой рост для акций компаний – разработчиков биотехнологий, новых материалов (фантастически легкой керамики с высокопрочными, жаростойкими характеристиками и даже с памятью!) и т.п.

Что было, что будет и чем сердце успокоится

Еще осенью прошлого года считалось, что гиганты-монополии со своими телефонными наземными проводами лишь через 15 лет уступят место провайдерам с мобильными спутниковыми и иными беспроводными средствами связи. На биржах заговорили о приближающемся крахе фирм-производителей ПО для мобильников. Индекс Nasdaq отреагировал на панику падением на сотни пунктов. Но профессиональным пророкам не поверил массовый потребитель в Азии, Латинской Америке и Западной Европе. В результате спрос на мобильники взлетел так высоко, что вынудил крупнейших производителей поспешить с приобретением недешевых лицензий на промышленное освоение G3. И вот под эгидой правительств стран "большой семерки" были проведены аукционы, и в пользу государственной казны пошли солидные отчисления от купленных на этих аукционах корпорацией Vodafone лицензий на сумму 22,5 млрд. фунтов стерлингов (!), а также отчисления с 5,96 млрд. фунтов стерлингов, уплаченных за лицензии корпорациями BT Cellnet, One2One, Orange и TIW. Как в российской Государственной думе могли бы отнестись к проведению у нас таких аукционов? Ведь эти – совершенно прозрачные для контроля! – добровольные поступления от участников аукционов, где совершаются многомиллиардные сделки, несравнимо больше всех инвестиций в развитие высоких технологий в России, которые с таким скрипом и вечными скандалами поступают от нефтегазовой "кормящей матери" отечественной экономики.

Анализ вновь возникающих рынков информационных технологий невольно наводит на мысль, что России не осилить высокозатратное производство, например, G3, когда нужно платить миллиарды долларов и фунтов стерлингов еще при лицензировании. Как представляется, такие мнения распространяют те, кто накрепко связан материально и интеллектуально с наземными интернет-коммуникациями. Как показывает опыт Западной Европы, мобильники с Интернетом способны почти на равных реализовывать возможности высокоскоростного интернет-обслуживания (через опорные точки в банках, отелях, ресторанах и даже кораблях). На приближение таких перспектив не пожалели денег частные корпорации при лицензировании G3 с аукционов. Но зато внутренние рынки в странах "большой семерки" заметно углубились и расширились, став еще динамичнее. А в этих случаях в выигрыше оказались "государственники".

Постепенный отказ компании BT Cellnet от использования систем с регистром общего назначения (GPRS) привел к новой маркетинговой стратегии буквально через 12 месяцев: теперь ставку делают не на молодежь с интернет-играми в кармане, а на деловых людей. Отчеты многих инвестиционных банков Европы демонстрируют устойчивую тенденцию к льготному кредитованию беспроводных средств Интернета. Это ли не информация к размышлению для российских финансистов?

Выход из "великой цифровой депрессии"

Если оценивать перспективы интернет-бизнеса в России, то они пока весьма призрачны по одной причине. В Глобальной Сети все еще не преодолена "великая цифровая депрессия", начавшаяся с осени 2000-го. Ее первые признаки обозначились уже в начале прошлого года. На них сперва не обращали внимания, чтобы не сбивать хорошую конъюнктуру для производителей информационных технологий. А в результате, например, такие крупные dot-coms-компании, как APBnews.com, FasTV.com, Reel.com, RadioDigest.com, Boo.com и многие другие просто пошли ко дну. А что делать их клиентам и "надомникам"? Увы, остается лишь сетовать на тяготы "великой депрессии", поразившей Сеть... Доходы от размещения баннеров и другой рекламной информации резко снизились. И пока они не будут расти, как это ожидалось еще год назад. Но будем надеяться, что скоро дела поправятся.

Откуда же придут деньги в Сеть?

В начале прошлого года деньги в Рунет шли от частных инвесторов валом – по хорошо известным россиянам (на примерах "Тибета", "Чары" и т. п.) "пирамидальным" схемам IPOs. Почти два года значительная масса интернетчиков спокойно подпитывалась на своих и чужих веб-сайтах из четырех основных финансовых источников: рекламы, подписки, розничной продажи и комиссионных. Но в этом году ситуация сильно изменилась. Деловые люди всегда выходили из кризисов и депрессий постепенно – не спеша, но поспешая. Вот и сегодня предлагаются варианты микроплатежей за "погляд" не только на сайты с красивыми девушками или мужчинами (все зависит от пола и сексуальной ориентации посетителей сайтов), но и на новые модели оборудования, научные статьи – всего несколько центов за страницу. Все чаще появляется и программное обеспечение, которое собирает, переводит тугрики в доллары или пенсы, а заодно ограждает ручейки средств от "пипперов", хакеров-мошенников и сводит многочисленные небольшие платежи в мощные финансовые потоки.

Вообще-то идея микроплатежей была заложена в основу самой Сети. Ее, как утверждает Роджер Эберт (Roger Ebert), высказал в своей известной книге Being Digital (1995) Николас Негропонте (Nicholas Negroponte). Смысл микроплатежей через Интернет в том, чтобы собрать, например, деньги за 250 "поглядов" по стоимости 2 цента за раз с 10.000 посетителей сайта, 50.000 посетителей, 3 млн. посетителей и т.д. Самое интересное, что теперь владельцы ресурсов, желающие сделать свои страницы в Сети платными, могут входить в список клиентов даже крупных финансовых интернет-структур, таких как CyberCash, NetBill, DigiCash, IBM, Compaq's MilliCent system, MasterCard, Mondex и Visa. Так прививается вкус к большим деньгам. И это совсем неплохо.


Полную версию материала читайте в журнале "Планета Internet"

Читайте также

Выбор читателей