Бенц придумал машину, СССР - ГАИ

Ровно 115 лет назад немецкий инженер Карл Фридрих Бенц представил публике первый в мире автомобиль. Забавно, но в этот же день 65 лет назад появилась всеми нами любимая ГАИ

По забавному стечению обстоятельств, именно сегодня, 3 июля, празднуются два события.

Во-первых, 115 лет назад (в 1886 г.) немецкий инженер Карл Фридрих Бенц представил публике первый в мире автомобиль.

Он родился 26 ноября 1844 г. в Ладенбурге. Работал фотографом, часовщиком, рабочим, чертежником и механиком. В 1871 г. решил основать фирму по постройке двигателей внутреннего сгорания, разработанных им самим. В 1885 г. появился первый образец 3-колесного автомобиля с одноцилиндровым двигателем. Это был открытый экипаж весом 250 кг на колесах велосипедного типа, со спицами, причем переднее колесо намного меньше двух задних ведущих. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель развивал мощность 0,85 лошадиных сил и давал 200 оборотов в минуту. Размещался двигатель сзади, под сиденьем, передача на колеса - цепная, как у мотоцикла. Мощности двигателя хватало на то, чтобы разгонять машину до 15 км/ч, но это на форсаже, а крейсерская скорость автомобиля была 10-12 км/ч.

Летом 1886 г. Бенц впервые решил выехать на своем автомобиле на улицы родного города Мингейма. Треск двигателя и сам вид диковинной повозки встревожили лошадь колбасника, перевозившего на телеге гору колбас. Лошадь понесла, разбрасывая по дороге, к удовольствию прохожих и собак,эти самые колбасы. Колбасник набросился на изобретателя с яростными претензиями, и Бенц, чтобы замять это скандальное дело, уплатил за весь исчезнувший и испорченный товар.

Затем Бенц построил три такие машины. Две из них пропали, а одна находится в Немецком музее в Мюнхене, причем она сохранилась прекрасно, на ней можно ездить и сейчас.

29 января 1886 г. изобретатель получил Германский императорский патент N37435 на "экипаж с газовым мотором" под названием "Моторваген".

Благодаря Эмилио Родекеру, парижскому представителю фирмы Бенца, его автомобили стали более известны во Франции, чем в Германии.

Жена Бенца, госпожа Берта, и два ее сына пришли к мысли, что патент Бенца нужно популяризовать также и в Германии. Однажды утром тихо, чтобы не разбудить отца, они вывели машину из гаража, завели двигатель и отправились в расположенный за 90 км Форихайм, где жила их бабушка. На водительском месте сидел 15-летний Эжен, рядом - его мать, а за ними - 14-летний Ричард. Вечером Карл Бенц получил депешу с пожеланием удачи.

К началу 1901 г. предприятие Бенца стало одним из крупнейших в отрасли. В знак признания заслуг Высшая Политехническая Школа в Карлсруэ, присвоила ему степень почетного доктора. Скончался Карл Бенц 4 апреля 1929 года.

В России первый автомобиль Мерседес-Бенц мощностью 1,5 л с двумя посадочными местами появился в 1894 году. Впоследствии первый автомобиль марки "Бенц" стал прототипом первого русского серийного автомобиля Бензиновой и газо-моторной фабрики промышленника Яковлева в Петербурге.

А второе событие произошло, разумеется, несколько позднее. Дело в том, что государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России отмечает сегодня свое 65-летие. 3 июля 1936 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил положение о "Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции Народного Комиссариата внутренних дел СССР" (ГАИ ГУРКМ НКВД СССР). Это дата стала днем рождения Госавтоинспекции.

Перед новой службой были поставлены задачи - борьба с авариями и "хищническим использованием транспорта", "разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта", "наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров" и "количественный и качественный учет автопарка". К тому времени в городе насчитывалось 40 тыс. автомобилей.

В 1970 г. с конвейеров Волжского автомобильного завода сошел целый поток легковых автомобилей. Этот период можно назвать первой автомобильной революцией. К ней оказались недостаточно готовы и дорожники, и архитекторы крупных городов. ГАИ приняла на себя основную тяжесть борьбы с авариями и возросшим числом человеческих жертв на дорогах.

Второй автомобильной волной, хлынувшей на дороги и улицы городов, стало массовое появление иномарок. К этому времени у ГАИ уже был накоплен опыт борьбы с аварийностью.

Очередной этап в развитии и совершенствовании службы Госавтоинспекции пришелся на начало 90-х годов. C 1991 г. началось построение ГАИ как службы, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением стандартов, норм и правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения.

Первые единые "Правила движения по улицам и дорогам СССР" были утверждены приказом МВД СССР и введены в действие с 1 января 1961 года. В 1995 г. был принят Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". В июне 1998 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) была реорганизована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД).

В настоящее время в ГИБДД работают более 100 тыс. человек, из них около 70 тыс. - инспектора дорожно-патрульных служб. На сегодняшний день в России зарегистрировано свыше 31 млн грузовых и легковых автомобилей. Протяженность автодорог общего пользования в России составляет более 580 тыс. километров.

Ежегодно число автомобилей увеличивается в среднем на 8%. Особенно быстро автомобилизация происходит в крупных городах. Парк Москвы за последние годы увеличился в 10 раз и составляет сейчас 3 млн машин.

Сейчас на одну тысячу россиян приходится 170 машин, что в 2,5-4 раза ниже уровня развитых стран. К 2005 г. автомобильный парк России увеличится вдвое и составит около 50 млн машин. Все это ставит все новые и новые задачи перед сотрудниками ГИБДД.

Несколько печальных цифр: за прошедшие пять месяцев в России зарегистрировано 46733 ДТП, в которых погибли 8209 человек и пострадали 52402 человека. Каждое шестое ДТП произошло по вине пьяных водителей.

Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников ГИБДД с их профессиональным праздником. Как заявил он на встрече в Кремле с начальником Главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-лейтенантом Владимиром Федоровым, на плечах сотрудников этой службы "лежит огромная ответственность: ответственность за безопасность людей, их настроение". "И потому, как строят работу сотрудники ГИБДД, создается впечатление об МВД в целом", - отметил президент. По словам главы государства, именно сотрудники ГИБДД "имеют больше всего контактов с простыми гражданами".

"Я и сам, когда ездил за рулем, имел возможность общаться с тогда еще сотрудниками ГАИ", - сказал В.Путин. При этом он пошутил, что это общение не всегда доставляло ему удовольствие. Президент РФ подчеркнул, что очень многие в нашей стране понимают, как непроста служба сотрудников ГИБДД.

"Не каждый стал бы оберегать безопасность других, подвергая опасности свою жизнь и здоровье", - заметил В.Путин. Причем выполнять эту задачу, по его словам, милиционерам приходится "в достаточно сложных условиях - и моральных, и психологических".

Выбор читателей