Как выгодней купить здоровье. Часть 2

Увы, медицинские работники в своей профессиональной деятельности могут совершать ошибки. В нашем законодательстве существуют два подхода к их оценке

Если вы столкнулись с причинением вреда вашему здоровью, вы имеете право на полное возмещение вреда, независимо от того, состояли ли вы в договорных отношениях с лечебным учреждением или нет – то есть, лечились за плату или бесплатно, в "своей" поликлинике или в другом месте. В соответствии с законодательством (ГК РФ) вам обязаны возместить в денежном выражении утраченный заработок (доход), а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств и т.д. При этом должно быть установлено, что вы действительно нуждаетесь в данных видах помощи и имеете право на их бесплатное получение. Помимо этого, вы имеете право на взыскание морального вреда – компенсацию в денежном выражении за испытанные по чужой вине стрессы, нравственные и физические страдания, боль. На страже прав пациента стоит и уголовное законодательство (Уголовный кодекс Российской Федерации, ст. ст. 123, 124, 235 и др.).

Увы, медицинские работники в своей профессиональной деятельности могут совершать ошибки. В законодательстве существуют два подхода к их оценке. Если врач сознательно предпринимает действия, которые неминуемо приведут к негативным последствиям, идет на риск необоснованно, нанося при этом вред пациенту, то такая деятельность классифицируется как преступление против личности и за это врач несет уголовную ответственность.

В то же время, закон стоит на стороне врача, когда он идет на профессиональный риск при крайней необходимости. Врач не несет ответственности за неправильно поставленный диагноз, если доказано, что точный диагноз в данных условиях установить было бы невозможно. При этом вопрос о виновности решает только суд.

Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями определяют Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 №27. Сейчас готовится постановление Правительства РФ "Об утверждении правил оказания платных медицинских услуг". Оно, по мнению Минздрава, будет способствовать упорядочению данного вида деятельности.

Сейчас ведется работа по утверждению стандартов (протоколов) диагностики и лечения различных заболеваний. Как показывает мировая практика, результатами внедрения протоколов (стандартов) является улучшение качества медицинской помощи и снижение расходов на лечение больных. Уже введены в действия протоколы для больных туберкулезом, больных с заболеваниями органов пищеварения, наркологических больных, больных с неспецифическими заболеваниями легких, отраслевые стандарты объемов медицинской помощи детям и акушерско-гинекологической помощи, классификатор "Простые медицинские услуги". В стадии разработки и согласования находятся стандарты диагностики и лечения больных ревматизмом, онкологическими заболеваниями, артериальной гипертонией, вирусным гепатитом А и В, мочекаменной болезнью и др. Все вместе они составят единый классификатор услуг. Так что, в случае сомнений в правильности и качестве оказанной вам помощи, есть смысл ознакомиться с протоколом диагностики и лечения данного вида заболевания.

Перечень жизненно необходимых лекарственных средств для бесплатной лекарственной помощи при оказании скорой медицинской и стационарной помощи утвержден приказом Минздрава России от 26.01.00 №30 "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств". Хорошо бы знать и его, на случай, если от вас в больнице требуют покупки лекарств.

Не забывайте, что если некачественную или недостаточную помощь вам оказали на бесплатной основе, вы имеете право обратиться с претензией в страховую компанию, осуществляющую ваше обязательное медицинское страхование. Вы можете требовать как возмещения ущерба, так и оказания той же услуги надлежащего объема и качества.

Практика показывает, что "цеховая солидарность" врачей распространяется на две группы конфликтов: они не любят "выносить сор из избы" и не желают признавать вину медиков в криминальных случаях. Во всех остальных конфликтах, как правило, добиться качественного обслуживания можно уже на уровне зав. отделением самого медицинского учреждения. Чуть сложнее с больницами, но и здесь идут на попятный, если видят решимость пациента и его родственников бороться за свои права.

Конечно, не стоит видеть в медиках монстров, желающих либо подзаработать на наших болячках, либо поиздеваться над нами. В этой профессии хороших, отзывчивых людей, пожалуй, больше, чем во многих других. Просто слово "болезнь" происходит от слова "боль", а когда нам больно, мы обостреннее воспринимаем всё: и хорошее, и плохое. Поэтому умейте высказать свои претензии спокойно и по существу. К этому отнесутся, может, и без радости, но с уважением.

Крепкого вам здоровья!

Выбор читателей