Путин и его соб@ка

Всемирная Сеть опутывает российских политиков – от губернаторов до президента. Основными движущими силами политического Рунета являются выборы и... компромат

От выборов до выборов

Осознание и использование возможностей Сети в своей политической деятельности стало со временем индикатором "продвинутости" политических партий и движений. Хотя еще далеко не все политические силы страны восприняли тот факт, что Интернет является мощнейшим инструментом политики, большинство из них уже осознает практическую значимость использования Всемирной Паутины в своей деятельности.

Политики – народ сезонный, "активация" у них обычно наблюдается перед выборами. Если бы не выборы, то вряд ли в Рунете существовало бы такое огромное количество политических ресурсов самой разнообразной направленности – от персональных сайтов политиков до крупных политико-информационных серверов и интернет-агентств. Именно выборы в конце 1999 года принесли в российский Интернет первые крупные инвестиции. Тогда известные российские политики впервые обратили свой взор на Сеть, обнаружив у себя под боком еще одно информационное поле для пропаганды собственных идей и взглядов.

Значительная часть российских политических ресурсов, как правило, создается накануне выборов и поэтому имеет сравнительно небольшой срок жизни. Особенно это актуально для персональных сайтов политиков: очень часто после того, как выборы пройдут, такие сайты еще долго висят в замороженном состоянии – с призывом типа: "Завтра состоятся выборы, голосуйте за нашего кандидата". Висят, пока не закончится время делегирования домена или оплаты хостинга у провайдера...

Еще одна движущая сила политического Рунета – компромат. В течение последних двух лет российский Интернет является активным участником всех основных политических скандалов в стране: отставки Скуратова, антилужковской пропаганды в ходе предвыборной кампании, борьбы вокруг "Медиа-Моста"... Примеров размещения в Сети политического компромата – масса. Появился ряд сайтов, специализирующихся на этом. Более того, часто именно публикации в Интернете предваряют многочисленные компрометирующие статьи в обычных СМИ (тут наиболее показателен пример Украины, где именно Интернет породил крупнейший за последние годы политический кризис). Особенно много шума в свое время наделали недолго существовавшие сайты "Коготь" и "Слуховое окно".

Несмотря на огромное количество судебных разбирательств по поводу размещения в Cети ложных сведений, вследствие несовершенства российского законодательства в отношении Интернета выиграть подобные дела удавалось пока очень немногим (в их числе, например, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев). Некоторые, может быть, еще помнят, как с легкой руки мэра Москвы Юрия Лужкова, которому осенью 1999 года особенно досталось от подобных сайтов, появилась даже аббревиатура КИВИ ("клеветнические измышления в Интернете").

На развитие политических ресурсов значительное влияние оказывает специфика аудитории российского Интернета, больше половины которой составляет молодежь, а абсолютное большинство российской интернет-аудитории имеет образование выше среднего. Но вместе с увеличением числа пользователей Сети происходит и постепенное их расслоение по политическим взглядам. Если еще в 1998 году "Яблоко" и СПС могли рассчитывать более чем на половину голосов интернет-аудитории, то теперь – примерно на треть. Тем не менее левые партии и движения в силу специфики своего электората еще очень долго будут оставаться в онлайне аутсайдерами.

Наибольшую активизацию политических сил в Рунете вызвали последние выборы в Государственную думу. Именно тогда практически все основные политические силы страны постарались обзавестись сайтами. Собственный сайт стал абсолютно необходимым атрибутом политической кампании. Осенью 1999 года некоторые политические партии и движения впервые опробовали рассылку своих агитационных материалов по электронной почте.

Киберактивностью конкретных политиков не замедлили воспользоваться отечественные киберсквоттеры. Их жертвами стали Юрий Лужков, Евгений Примаков и другие официальные лица. На Украине же очень много шума наделала история с доменом kuchma.ua, который нынешний президент Украины не смог использовать в своей последней предвыборной кампании. Тогда сайт Кучмы разместили в зоне .com (www.kuchma.com). В январе 2000 года на продажу был выставлен и домен putin.ru, однако Путин не проявил к этому домену никакого интереса. В конце февраля открылся его официальный предвыборный сайт, но по другому адресу: www.putin2000.ru.

А спикер Госдумы Геннадий Селезнев, например, меняет сайты как перчатки. Правда, все они примерно об одном и том же: о самом Селезневе и возглавляемом им движении "Россия".

Региональные губернаторы и мэры крупных городов являются второй по численности после депутатов группой политиков, имеющих в Интернете собственные сайты.

Как правило, крупные выборные кампании в регионах способствуют не только возникновению сайтов кандидатов. Часто параллельно появляются различные околополитические сайты – либо поддерживающие определенные политические силы, либо направленные против конкретных лиц. Но все-таки наряду с такими грязными политтехнологиями каждая выборная кампания порождает и интернет-ресурсы совершенно другого плана. Правда, срок существования подобных сайтов ограничен, как правило, самой предвыборной кампанией.

Сеть вокруг Путина

Сегодня в Рунете существует просто огромное количество сайтов о Путине, как в его поддержку, так и против.

Гораздо интереснее трудов кремлевских пиарщиков оказалось народное творчество, в котором сполна отразилось отношение российского общества к президенту страны и как к политику, и как к человеку. Среди российской интернет-аудитории просто на ура идут анекдоты о Путине. Подбираются и различные карикатуры с изображением президента.

Кстати, по состоянию на май 2001 года в Рунете было зарегистрировано, как минимум, четыре домена, в которых фигурировала фамилия Путина. Причем на самого Путина был оформлен только один из них – уже упомянутый putin2000.ru.


Полную версию материала читайте в журнале "Планета Internet"

Читайте также

Выбор читателей