Россию "попросили" из неба и из космоса

Российским авиастроителям, имеющим 80-летний опыт создания самых сложных летательных и космических аппаратов, доверено выпускать простейшие детали для самолетов западного производства

Не далее как в этот понедельник Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) и Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (ЕАDS) подписали соглашение о стратегическом партнерстве, согласно которому инвестиции в российскую аэрокосмическую промышленность составят в течение ближайших 10 лет 2,1 млрд. евро, которые позволят создать несколько тысяч рабочих мест для рабочих и инженеров в российской аэрокосмической промышленности. Соглашение о сотрудничестве охватывает сферы гражданской авиации, военной транспортной авиации, самолетов-истребителей, проектирование вертолетов и сферу космической техники.

Выступивший на пресс-конференции, посвященной этому отрадному факту, президент ЕАDS Филипп Камю подчеркнул, что у российских квалифицированных специалистов будет действительно много работы. Реализация новой программы партнерства между Росавиакосмосом и ЕАDS, по его словам, позволит как Европе, так и России, объединив рынки, накопленный опыт и мастерство, еще более успешно продвигать свою продукцию на мировом рынке

Присутствующий на пресс-конференции заместитель гендиректора Росавиакосмоса Александр Медведчиков подчеркнул, что у России и ЕАDS за плечами 10-летний опыт успешного сотрудничества. Это пусковые услуги компаний Starsem и Eurockot, модернизация истребителей МиГ-29, исследования в сфере технологий производства самолетов, работающих на жидком водороде. В общем, сотрудничество будет взаимовыгодным для обеих сторон, отметил А.Медведчиков

Однако уже в процессе проведения пресс-конференции прозвучали вопросы дотошных журналистов, на которые были получили весьма уклончивые ответы французских и российских должностных лиц.

Когда у господина Камю спросили, что такое 2,1 млрд. евро, которые ЕАDS и европейские партнеры собираются вложить в промышленность России, он несколько витиевато объяснил, что эта цифра является так называемым "ожидаемым оборотом" средств. То есть, это не чистые инвестиции, а те деньги, которые будут "вертеться" в сфере сотрудничества, если всё будет нормально и все будущие договоренности будут выполняться.

Господин Камю также не ответил на вопрос, что же будет иметь сам ЕАDS от сотрудничества с нашей страной, какие прибыли и дивиденды. И это понятно. Стороны подписали соглашение о стратегическом партнерстве, где всё только обозначено, причем шрих-пунктиром. Отдельные же проекты и программы будут вступать в силу по мере подписания отдельных договоров между ЕАDS и промышленными партнерами с российской стороны. Когда, и будут ли подписаны – вот в чем вопрос.

В 2000 г российско-французский товарооборот составил более $3 млрд. при положительном для России сальдо в $700 млн. Однако основной статьей российского экспорта во Францию является природный газ, поставки которого ежегодно осуществляются на сумму $1,3 млрд. Общий объем накопленных французских инвестиций в экономику России составляет $3,6 млрд., в том числе прямых инвестиций – на $239 млн. И эти инвестиции направлены не в высокотехнологический комплекс страны, а в добывающий. Более того, пока нет оснований говорить, что положение это изменится.

Теперь несколько слов о некоторых будущих основных областях сотрудничества, в частности, в самолетостроении. Согласно общей программе в области гражданской авиации, в России будет выполнен ряд конструкторских разработок и налажен серийный выпуск комплектующих для самолетов иностранного производства.

Каких именно? Вы будете смеяться, но российским инженерам, имеющим более чем 80-летний опыт создания самых сложны летательных аппаратов, включая космические, доверено выпускать самые простейшие детали для самолетов западного производства: по одной панели в неделю для самолетов А-320, одной секции фюзеляжа в месяц для А-340/А330 и 150 секций фюзеляжей в год для А-320!

Но чтобы это произошло, российские предприятия должны быть аттестованы в качестве поставщиков комплектующих для программы концерна Airbus Industrie, входящего в ЕАDS. На это надо будет затратить миллионы долларов из бюджетов предприятий и из госбюджета, в котором на такие цели средства не предусмотрены. Кроме сертификации основного производства, необходимо сертифицировать и остальные производственные цепочки, начиная с добычи руды и заканчивая документацией, на что тоже уйдет много времени и средств.

Что же касается производства основных частей самолетов – крылья, хвостовое оперение, фюзеляж, – то об их производстве речи не было и в ближайшее время не будет. Дело в том, что их строительство ведут западные партнеры Airbus Industrie, и они никому не позволят разрушить эту кооперацию

Хотя об этом напрямую и не говорилось, Airbus Industrie планирует продать "Аэрофлоту" около 30 самолетов, для чего необходимо правительственное постановление о таможенных льготах. Для "Аэрофлота" это будет во благо, для российской же авиапромышленности, продавшей в прошлом году всего 4 самолета, обернется крахом.

По утверждению Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству, политика закупок новых импортных самолетов, проводимых ОАО "Аэрофлот", противоречит интересам отечественной промышленности и государства. Поддержка импорта иностранных самолетов приводит к недопоступлению доходов в федеральный бюджет в размере $1,2 млрд. из-за предоставления льгот по таможенным платежам и более $200 млн. ежегодно из-за лизинговых платежей зарубежным компаниям.

Кроме того, при попустительстве соответствующих ведомств российские авиакомпании, использующие зарубежные самолеты, не выполняют ряд постановлений Госдумы и правительства РФ в части заключения российскими компаниями с отечественными производителями авиатехники договоров о закупке или лизинге самолетов отечественного производства на сумму, в три раза превышающую ту, которая образуется в результате предоставления таможенных льгот по импорту иностранной техники.

И напоследок – немного о космосе. "Чрезвычайно высокими" назвал вице-премьер Илья Клебанов шансы на заключение соглашения между Россией и ЕС по запуску российских ракетоносителей "Союз" с космодрома Куру во французской Гвиане. "Если бы вопрос зависел только от Франции, он был бы уже решен, – сказал Клебанов. – Однако космодром Куру находится в управлении Европейского космического агентства, поэтому этот вопрос требует согласования с министрами европейских стран. Это должно произойти в ноябре этого года".

Мировой рынок запусков космических аппаратов составляет около $50 млрд. Он жестко контролируется США, на долю которых приходится от 60 до 80% этого рынка (доля России в нем – около 1%). Понятно желание Европы "вклиниться" на рынок с помощью российской космической техники, но сделать это будет трудно даже с помощью таких надежных носителей, как "Союз".

При этом российской стороне пока не удалось доказать французским партнерам, что российские ракетоносители "Союз" среднего класса не являются конкурентами французских тяжелых ракет нового поколения "Ариан-5". Если Россия сможет доказать, что эти две ракеты удачно дополняют друг друга на международном рынке, то первый запуск "Союза" с космодрома Куру во Французской Гвиане, возможно, состоится уже в 2005 г. Однако этот старт вовсе не гарантирует скорейшего передела рынка запусков космических аппаратов. Он станет лишь прологом обострившегося соперничества Европы и Америки, в котором Россия может оказаться третьим лишним.

Что ж, не исключено, что Россия с помощью Европы вновь станет великой авиационной и космической державой, но это произойдет, наверное, только в 22 веке.

Выбор читателей