Двойной подарок фанатам Deep Purple

Обзор новых CD поделен пополам между фанами британской легенды Deep Purple и поклонниками русского фолк-рока.

"The Complete Episode Six" (1991)

Начнем обзор с пластинки, несомненно представляющей познавательный интерес и определенную значимость для поклонников особо любимого на Руси коллектива Deep Purple. Как известно, "золотой состав" с соответствующим "классическим" звучанием сложился в 1969 году с приходом из группы Episode Six вокалиста Гиллана и басиста Гловера. Как же, читали все, да не все слышали! Фаны Deep Purple, очарованные красотой и мощью "In Rock", естественно, поспешат приобрести и это "Полное собрание Шестой Серии" и... удивятся. Никакого намека на агрессивный хард-рок здесь нет и в помине. Напротив, половина пластинки идеально вписалась бы в серию "Герои британского бита", а несколько вещей поет клавишница Sheila Carter, и это уже, скорее, англо-французский шансон... Элементы отхода от канонов бит-музыки проявляются в отдельных песнях позднего периода (1968-69), однако это еще не попытки харда; это ближе к тому, что делали Deep Purple в те же времена... Окончательная трансформация Episode Six стала предрешенной после вхождения в июле 1968 г. в ее состав барабанщика Mick Underwood, игравшего ранее вместе с Блэкмором в команде The Outlaws. Засланный оказался казачок: когда Блэкмор принялся в 1969 г. искать нового вокалиста для D.P., именно Андервуд порекомендовал ему Гиллана (сам он, впрочем, остался в Episode Six, из обломков которого позднее было создано арт-хард-роковое трио Quatermass)... Рассматриваемая пластинка-ретроспектива была выпущена в 1991 году и содержит целых шесть треков, в годы существования группы не издававшихся. Всего в "Полную коллекцию" вошло 28 песен – на 78 минут. Здесь представлена ранняя версия гиллановской "Mr.Universe" (одна из немногих вещей, на которой должным образом проявился его уникальный голос). Битловскую "Here, There and Everywhere" Гиллан, напротив, поет слишком близко к оригиналу. Присутствует и достаточно любопытная инструментальная рок-обработка ("Mozart Vs The Rest"). Другое дело, что здесь практически нет хард-рока. Но в любом случае, настоящий "перпловский" фанат просто обязан поставить этот диск на полку...

Издатель – Agat Co Ltd., 2001г., A-407
Оценка – ***


Deep Purple – "Days May Come And Days May Go" (1975)

Еще один альбом, также обязательный для означенной категории любителей музыки. Четвертый состав Deep Purple выпустил только один официальный студийный альбом "Come Taste The Band", однако данный релиз ("Days May Come..."), записанный в течение июня 1975 г. в Калифорнии (Томми Болин всего за несколько недель до этого вошел в состав D.P.) на репетициях обновленного коллектива, способен не только стать по-настоящему дорогим подарком для всех "повернутых" на Deep Purple, но и развеять критический настрой некоторых отдельных граждан, считающих, что группа с Болином уже никуда не годилась. Не секрет, что после ухода Блэкмора лидерство захватил Ковердейл, и на "Come Taste..." его влияния слишком много... ну так лучше послушайте этот CD! Не беда, что запись не "супер" (иногда "тонет" тот или иной инструмент), зато добрых 45 минут (из часа звучания) мы присутствуем на настоящем джеме, слушая импровизации на фанк/блюзовой основе. А при таком раскладе удельный вес, как ни крути, смещается в сторону инструменталистов. Вообще, подборка демонстрирует отличную сыгранность и профессионализм музыкантов, и, с предвзятой точки зрения, много лучше, чем записанный парой месяцев позднее "Come Taste...": что поделать, если в третьем и четвертом составах упомянутого вокально-инструментального ансамбля мне гораздо интереснее именно инструментальная его составляющая...

Издатель – Agat Co Ltd., 2001г., A-405
Оценка - *****


ВИА "Бабье лето" – "Бабье лето" (2000)

Вот вам пример, как название может способствовать ошибочному первому впечатлению. Правда, позднее выяснилось, что вовсе не стоило шарахаться от CD группы "Бабье лето" только потому, что сами себя они именуют "вокально-инструментальный ансамбль" (что в сумме дает полузабытую аббревиатуру ВИА). Во-первых, это вовсе не вытащенный откуда-то из пыльного чулана архив "лохматых" годов (запись сделана в 2000 г.), а во-вторых, содержание в данном случае полностью соответствует форме: в своем творчестве музыканты возродили несправедливо забытый жанр ансамблевого хорового вокала (из пяти основных участников четверо поют). ВИА "Бабье лето" относится к редким в наше время исполнителям, вопреки законам российского шоу-бизнеса делающим некоммерческую музыку и (опять же вопреки) имеющим круг поклонников. Творчество группы располагается на древе русского фолк-рока, совмещая в рамках композиций фанковые ритмы, хард- и блюзовые гитарные риффы с подлинной фольклорной мелодикой и почти "русскими народными" текстами. Пластинка уральцев ("Бабье лето" базируется в Екатеринбурге) напомнила работы не самого последнего в СССР ансамбля "Ариэль" (тоже, кстати, с Урала). Для тех, кто не знает "ариэлевских" обработок "Порушки-Порани" или "Отдавали молоду", из более поздних ориентиров можно назвать "Калинов мост" или (временами) "Ноль" – с поправками на творческий почерк каждого. При более глубоком знакомстве с предметом выясняется, что писалась данная пластинка под руководством А.Кузьмичева (не кто иной, как звукорежиссер К.Никольского); кроме того, дополнительную клавишную поддержку записи осуществлял небезызвестный Гарик Прибытков (по этим ли, по иным причинам, общее звучание "Бабьего лета" временами походит на "Бездорожье..." К.Н.). В завершение добавлю, что "Бабье лето" у себя на Урале известно уже давно. Неординарный фолк-роковый коллектив привлек внимание даже музыкантов "Nazareth" и "Uriah Heep" – во время екатеринбургских гастролей этих групп "Бабье лето" играло у англичан "на разогреве", а это, согласитесь, о чем-то да свидетельствует...

Издатель – РОФФ Текнолоджиз, 2001г., ROFF CD-012
Оценка – ****


Разнотравiе – "Каторга" (2001)

Казалось бы, название для альбома "Каторга" более пригодилось сибирскому коллективу (по географическим ассоциациям), однако группа "Разнотравiе" образовалась в городе Рыбинске. Но если вышеупомянутые коллеги по цеху ("Бабье лето") играют все же фолк-хард, то рыбинцы располагаются ближе к подлинным корням "древа русского фолка". Несколько раз я поймал себя на ассоциациях с Jethro Tull ("Каторга", "Грешник"), но вот уже в композиции "Ярило" гораздо больший упор был сделан на традиционное русское многоголосие и... скрипично-флейтовые вибрато в духе шотландских волынок (становится понятно, отчего группу регулярно приглашают на свои праздники любители... кельтской музыки!). А добавьте к народным гуслям и рожкам не менее традиционный (но для жителей гораздо более северных) варган... Такова весьма приблизительная характеристика музыки "разнотравцев"; некоторая часть программы представляет собой старинные русские песни и сказы в оригинальной (фолк-рок?) обработке. Самобытность и светлая энергетика "Разнотравiя" вызывают неизменно теплый прием у всех, кому небезразличны русские "по духу" полуакустические проекты вроде "Калинова Моста", Сергея Калугина, Ивана Смирнова. Разумеется, запись не способна полностью передать все очарование концертного (шаманства) группы... в этом случае, если пластинка так уж вас "зацепит", можно попытаться узнать гастрольный график на их сайте.

Издатель – РОФФ Текнолоджиз, 2001г., ROFF CD-026
Оценка – ***


Пластинки (3,4) предоставлены компанией Roff Technologies

Выбор читателей