"Эхо" аукнулось голосом Коха

Пять заместителей главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" подали в отставку. Один из "отставников" - директор службы информации Владимир Варфоломеев - дал нашей газете эксклюзивное интервью

Пять заместителей главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" подали в отставку в знак протеста против фактического перехода радиостанции под контроль государства в связи с принятым в среду решением Мосгорсуда о передаче "Газпром-Медиа" пакетов акций СМИ, входящих в холдинг "Медиа-Мост".

В числе "отставников" первый - заместитель главного редактора Сергей Бунтман, директор службы информации Владимир Варфоломеев, директор по маркетингу Ирина Цвей, заместитель главного редактора Марина Королева и заместитель главного редактора по региональному вещанию Татьяна Щеглова. Выражая свое неудовлетворение ходом переговоров с "Газпром-Медиа", они высказали мнение, что существуют серьезные опасения невыполнения руководством "Газпром-Медиа" достигнутых накануне договоренностей о передаче коллективу радиостанции пакета акций "Эхо Москвы".

Подавшие в отставку замы считают, что ведущие от имени радиостанции переговоры генеральный директор Юрий Федутинов и главный редактор Алексей Венедиктов занимают "излишне мягкую позицию" в диалоге с "Газпром-Медиа", а это в самое ближайшее время может привести к полному переходу "Эхо Москвы" под контроль государства.

Ранее гендиректор радиостанции Федутинов заявил, что ключевые сотрудники "Эха Москва" не будут работать на государственной радиостанции в случае ее национализации. Касаясь переговоров с "Газпромом", он отметил, что схема, предложенная руководством "Газпром-Медиа", рассчитана "на продолжительный период". "Сейчас мы пытаемся выработать такую схему, чтобы сделать период государственной радиостанции максимально непродолжительным. Мы пытаемся понять, что стоит за предложениями "Газпрома" - уловка или законное требование акционеров", - сказал он.

Эксклюзивное интервью корреспонденту газеты "Yтро" дал директор службы информации радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Варфоломеев.

"Y": Решение пяти руководителей подать в отставку является корпоративным, вызревшим в коллективе "Эха", либо личным решением конкретных людей?

В.В.: В самом коллективе "Эха Москвы" никакого обсуждения принятого решения не было. Это были личные мотивы каждого из тех, кто выступил сегодня с заявлениями. И журналистский коллектив об этом сегодня узнал именно от нас, до этого не было никаких консультаций, никакой общей заявленной позиции радиостанции, эта позиция только тех людей, которые выступили против того, что я называю насильственной национализацией "Эха Москвы".

"Y": Вы считаете, что решение суда по акциям ставит точку в разбирательстве относительно того, кто будет фактическим хозяином "Эха Москвы"?

В.В.: Это почти точка. Потому что осталось выполнить ряд юридических процедур: внести изменения в реестр акционеров, зарегистрировать эти изменения в соответствующем государственном органе, и после этого через несколько дней государственная компания "Газпром" юридически становится владельцем контрольного пакета акций "Эха Москвы".

Но точкой я бы это не называл, поскольку в течение нескольких дней генеральный директор и главный редактор "Эха Москвы" должны документально оформить ту договоренность с "Газпромом", которая была достигнута вчера, о чем заявил Альфред Кох, тогда относительное большинство акций будет у журналистского коллектива. В этой ситуации мы готовы дальше работать, хотя, естественно, есть еще подвисший пакет акций в 14%, который Генпрокуратура арестовала по просьбе "Газпрома", его судьба мне не совсем ясна, и сегодня мы потребовали от главного редактора и генерального директора, которые ведут переговоры, чтобы они эти вопросы в жесткой форме поставили.

При том, что я в целом оцениваю положительно ход переговоров, но все равно, если просмотреть динамику, мы увидим, что были отступления, шаг за шагом. Давление "Газпрома" и государства беспрецедентно, оно сильное и противостоять ему сложно. Но я не считаю, что дальше можно отступать. Дальше отступать некуда. Дальше – мой уход, и уход, наверное, еще кого-то из сотрудников. И разрушение того "Эха", которое мы видели в последние годы.

"Y": Иными словами, "подписанты" остаются пока на работе до тех пор, пока окончательно не будет известна ее дальнейшая судьба?

В.В.: Да, я продолжаю работать, я информационный ведущий, у меня есть много других обязанностей.

"Y": Способен ли возможный уход руководителей "обрушить" "Эхо", кто-то вас поддерживает в коллективе?

В.В.: Я не могу провести ту грань, скажем, пять человек не обрушат, а десять уже обрушат. Каков порог – я не знаю. Также не могу вам сказать, сколько человек могут уйти вслед за руководством. Каждый решает сам за себя, слава Богу, на "Эхе" был создан коллектив из людей самостоятельных, тех, кто думают сами и принимают решение самостоятельно.

"Y": Существует ли конфликт между теми, кто написал заявления об уходе, главным редактором и генеральным директором?

В.В.: То, что они занимают не очень жесткую позицию, это так. Но никакого конфликта нет. Я хочу это подчеркнуть.

"Y": Сотрудники радиостанции в нынешней ситуации готовят для себя что называется "запасные аэродромы"?

В.В.: У меня лично нет никакого "запасного аэродрома". Единственное, что есть в запасе – это месячный отдых.

"Y": Каково общее настроение в коллективе радиостанции?

В.В.: В целом печальное настроение, конечно. Но на эфире это не отражается. Люди как работали, так и работают.

Сегодняшние отставки кажутся неожиданными лишь отчасти. С одной стороны, руководители "Эха Москвы" недвусмысленно намекают на подобное развитие событий в случае неблагоприятного развития диалога с "Газпром-Медиа". С другой стороны, среди подавших в отставку нет главного человека команды "Эха" - Алексея Венедиктова. Напротив, он вроде бы даже как виновный, ибо излишне "мягок". Эксперты "Y" полагают, что сегодняшние события - попытка надавить на переговорщиков, представляющих "Газпром-Медиа", поставить их перед фактом развала команды. Ситуация плохо просчитывается уже потому, что никому не известно, на какие конкретные договоренности все время ссылается менеджмент "Эха".

Известно, что камнем преткновения являются 14% акций Гусинского, пожелавшего подарить их коллективу "Эха", дабы обеспечить независимость команды журналистов от "Газпрома". Однако речь идет об акциях, арестованных в свое время в обеспечение долга Владимира Гусинского "Газпрому". В любом случае, возможный сценарий событий таков: либо Венедиктову удастся отстоять "Эхо" на более-менее приемлемых для его нынешнего менеджмента условиях, и сегодняшние "подписанты" вернутся на рабочие места; либо за этими пятью последует и сам Венедиктов, и популярная московская радиостанция вступит в период болезненных структурных и иных изменений.

Выбор читателей