Экспедиции на Марс пора запрещать

Изгнав дьявола в 1973 году, Уильям Фридкин превратил фильмы ужасов в полноценный жанр, одним из неплохих представителей которого является "Дом ночных призраков". А вот эпопеи о покорении Марса пора запрещать

"Изгоняющий дьявола" (The Exorsist)
США, 1973, 127 мин.
Режиссер: Уильям Фридкин
В ролях: Эллен Берстин, Линда Блэр, Джейсон Миллер, Макс фон Зюдов

"Изгоняющего" многие до сих пор считают самым страшным фильмом. Основан он на так называемой городской легенде – случае, якобы реально произошедшем в 1949 году в Мэриленде. Сценарист Уильям Блэтти в то время был студентом, и ему запомнилась история об обряде экзорцизма, в ходе которого сильно пострадал 14-летний мальчик. Через двадцать лет Блэтти, поменяв мальчика на девочку, написал книгу, а на основе книги – сценарий.

Актриса с 12-летней дочкой живет в Вашингтоне. Девочка вначале самая обыкновенная: смеется, играет в игрушки, маму любит. Затем начинает слышать голоса, матерится, бьется в припадках, плюется зеленой дрянью во всех подряд. Обеспокоенная мама ведет дочь в больницу, где обследование мозга на аппаратуре чередуется с визитами к психиатру. Никто не может сказать ничего определенного. Отчаявшись найти помощь у врачей, мать обращается к священнику (Джейсон Миллер), имеющему специальность психиатра. Священник, первоначально настроенный скептически, постепенно осознает, что столкнулся с тем, что ранее считал невозможным, – в девочку вселились бесы.

Фильм попал на благодатную почву: Штаты в то время находились в прострации, а Сенат начал собственный обряд экзорцизма – изгнание Ричарда Никсона из Белого дома.

"Изгоняющий" стал поворотным моментом в истории ужастиков и вывел их из резервации "фильмов для подростков", превратив в полноценный жанр и дав дорогу более поздним "Хэллоуину", "Кошмару на улице вязов", Предостережению" и "Чужому".

Новый вариант продвигается как "режиссерская версия", поскольку добавлено примерно 11 минут. Правда сам режиссер классическим вариантом весьма доволен и утверждает, что добавления были не нужны. Поэтому скорее подходит термин "сценаристская версия" – именно Блэтти выступил инициатором перемонтажа. Ну, нужно же было как-то обосновать повторный релиз безо всяких круглых дат.


"Красная планета" (Red Planet)
США, 2000, 102 мин.
Режиссер: Энтони Хоффман
В ролях: Вэл Килмер, Кэрри-Энн Мосс, Том Сейзмор

"Создатель спецэффектов "Матрицы" вновь поражает воображение в этом новейшем фантастическом триллере. Это лучший научно-фантастический триллер со времен "Матрицы" – считают отдельные товарищи, чьи слова вынесены на обложку кассеты. Никто не запрещает им так думать, однако с ними можно и не соглашаться. О "Матрице" напоминает только присутствие Кэрри-Энн Мосс. Все остальное скорее от суровой научной фантастики 60-70-х. Такое ощущение, что сценарист, владея азами русского языка, прочитал в оригинале "Страну багровых туч" Стругацких. Основную мысль не воспринял, но сюжет в общих чертах уловил и, вдохновившись, наваял. А чтоб не обвинили в плагиате, перенес действие с Венеры на Марс.

2025 год. Землю загадили донельзя. И появилась идея – постепенно переселяться на Марс, чтобы уже его загаживать. Тамошние условия для человека не слишком подходящи: климат суровый, кислорода маловато. Поэтому предварительно на планету отправили несколько контейнеров с водорослями, которые, по замыслу ученых, должны плодиться, размножаться и вырабатывать хлорофилл в своих хлоропластах. Поначалу все шло хорошо, однако позже стали поступать плохие новости – с водорослями что-то случилось, уровень кислорода стал падать. С целью разобраться с проблемами на красную планету отправляют доблестный американский экипаж. Полгода они летели нормально, но буквально за полчаса до высадки на Солнце случился большой протуберанец, корабль загорелся, и десант выбросился на Марс в авральном порядке. На корабле осталась только капитан (Кэрри-Энн Мосс), которая в одиночку справилась с пожаром и занялась починкой оборудования. Остальные, внизу, шарятся в поисках кислорода, еды, воды и средства улететь, погибая один за другим. База с огромными запасами всего необходимого оказалась разрушенной, подняться на орбиту можно только на старой русской ракете, валяющейся в пустыне в ста километрах к югу. Как будто трудностей при таком раскладе не хватает, еще и собаковидый робот вместо того, чтобы помогать людям, сошел со своего роботского ума, вообразил себя Терминатором и охотится на хозяев, друг человека хренов.

Уже даже не смешно. Предлагаю рассмотреть идею – запретить в законодательном порядке снимать кино про Марс. Потому что караул устал. "Красная планета", конечно, лучше чем "Миссия на Марс", если такое сравнение может считаться комплиментом. В данном случае к плюсам можно отнести довольно неплохую игру Мосс, очень добротные спецэффекты и просто хорошую операторскую работу.


"Дом ночных призраков" (House On Haunted Hill)
США, 1999, 96 мин.
Режиссер: Уильям Мелоун
В ролях: Джеффри Раш, Питер Галлахер, Фамке Янсен, Тэй Диггс

Талантливый инженер Стивен Прайс (Джеффри Раш) решил отпраздновать день рождения своей жены. Но Стивен – не просто инженер. Он занимается игровыми аттракционами. Он – врун, болтун и хохотун, живущий с девизом: "заподлянка – друг чекиста". Гений розыгрыша. Начинал с "А у вас вся спина белая!" и закончил падающими лифтами и вылетающими с американских горок вагончиками. В общем, юморной дядька. День рождения своей до судорог нелюбимой жены решил отметить крайне необычным способом, чтоб запомнилось надолго. Собрал в заброшенном доме пятерых незнакомых людей и пообещал тому, кто доживет до утра, миллион долларов. Приглашенные поначалу относятся к его предложению как к шутке. Но лишь до первых трупов.

Стивен вынашивает план, как бы половчее прикончить супругу, та в свою очередь стремится овдоветь. Они устраивают заговоры, антизаговоры, многоходовые комбинации. Только в их веселье участвует еще один неожиданный игрок – сам дом. В далеком 1931-м году в этом здании размещалась психбольница, в которой доктор-маньяк проводил жуткие опыты над людьми, заканчивающиеся смертью последних. Доктора восставшие психи порвали на японский крест, но от этих фокусов свихнулся сам дом, превратившись в жуткого и кровожадного монстра.

Персонажи любого фильма ужасов должны вести себя глупо по определению (Вэс Крейвен эту детальку очень точно подметил). Герои "Дома" полностью соответствуют выдвигаемому требованию. Вместо того, чтобы держаться вместе в самой большой и светлой комнате (желательно рядом с баром), они постоянно разбредаются, по одиночке лезут в самые заброшенные места (в данном случае в подвал), а потом удивляются: надо же, еще кто-то пропал!

Название фильма созвучно с "Призраком дома на холме" и на русском, и на английском. Созвучно не только название, но и сюжет. В обоих случаях мы имеем дело с нехорошим домом, полным зловещим тайн и настроенным к попавшим внутрь него людишкам сугубо по-людоедски. Этот фильм все-таки лучше. "Призрак" воспринимал себя слишком серьезно, здесь же, несмотря на обилие трупов и потоки крови, периодически проскакивают различные хохмы, да и Джеффри Раш веселится на полную катушку.

А вы говорите – отдельный дом! В квартирах нужно жить! Желательно в коммунальных. Тогда ничего плохого не случится.


Видеокассеты предоставлены для обзора компаниями "Мост-видео" и "Союз-видео".

Выбор читателей