Финансовая шизофрения. Часть 1

Проект бюджета, который недавно рассматривали в различных инстанциях, представляет собой весьма занятный симбиоз позитивных нововведений и застарелых ошибок, который может привести к весьма непредсказуемым последствиям

Проект бюджета, который недавно рассматривали в различных инстанциях, на самом деле представляет собой весьма занятный симбиоз позитивных нововведений и застарелых ошибок, который может привести к весьма непредсказуемым последствиям.

Прежде всего надо отметить, что от широко разрекламированного стабилизационного фонда пришлось отказаться. Но отказались лишь номинально, по названию, а суть осталась прежней. Главным приоритетом остается не повышение выплат бюджетникам и не модернизация промышленности, а выплата внешних долгов любой ценой. А поскольку бюджет рассчитан на 3 года – 2002-2004 гг., – то это означает сознательный отказ от реструктуризации долгов 2003 года. Теоретически мы могли не платить $3,76 млрд., причем это можно было бы сделать достаточно просто, и тогда не было бы никакого чудовищного всплеска внешних выплат. Нам пришлось бы платить не $19,5 млрд., а чуть меньше $16 млрд. Но был выбран вариант Илларионова, очень смахивающий на вариант Чаушеску, то есть – платить всё. Слава Богу, что хоть не в опережающем порядке.

По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, получаемые в большом количестве нефтедоллары можно и нужно использовать прежде всего на модернизацию экономики (с этим даже в правительстве соглашаются). Или хотя бы на восстановление уровня жизни населения, потому что люди по-прежнему живут в нечеловеческих условиях. Но ничего подобного не происходит. Правительство в первую очередь стремится осуществить внешние платежи, а вся остальная экономика будет финансироваться по остаточному принципу. Если нормальное правительство служит в первую очередь своему населению и ориентировано на нужды своей страны, то наше ориентируется прежде всего на нужды внешних кредиторов. Подход, мягко говоря, нетрадиционный, и нет уверенности в том, что адекватный.

Как мы уже упомянули, бюджет рассчитан на 3 года, потому что в пакете обсуждались бюджетные проектировки на 2003 и 2004 годы, когда наступит пик платежей. То есть мы от краткосрочного планирования на один год переходим к среднесрочному – на три года. Надо сказать, это разумный подход, который надо приветствовать. Вместе с тем вызывает удивление, что не обнародовано никаких наметок на 2004 год, а то, что обнародовано на 2003 год, вызывает очень большие сомнения и вопросы.

Выглядит это примерно так. Если всё будет идеально, то есть если у нас будет хороший экономический рост – 4%, если цена на нефть будет высокой – $22 за баррель, если будет приток доходов от массовой приватизации и массовой распродажи золотовалютных резервов, если нам все будут дружно давать в долг внутри и вне страны, то в 2003 году всё равно будет не хватать минимум $1 млрд. От 1,1 до 1,7 млрд. долл. придется брать у Центробанка. Хочется спросить – а что же тогда будет в 2004 году? Совсем плохо, да?

Но это еще не самое неприятное. Делягин считает, что в 2002 году бюджет опять планируется несбалансированным. Если в текущем году по одному прогнозу считался бюджет в целом, а по другому прогнозу – помощь регионам, то сейчас доходы считаются по одному прогнозу, а расходы – по другому. До помощи регионам мы еще не добрались, но там тоже можно ждать сюрпризов. То есть опять наблюдается раздвоение сознания, финансовая шизофрения. Причем считается, что инфляция будет одинаковой в обоих случаях и что государство сможет обуздать естественные монополии, хотя никаких мер в этом направлении до сих пор не принимается.

Но самое главное, что вариант стабилизационного фонда по Илларионову все-таки присутствует: предполагается, что положительный разрыв между двумя прогнозами как раз целиком и пойдет на внешние выплаты. В ходе дискуссий предлагалось хотя бы часть средств отдать на развитие. Не прошло: всё уйдет внешним кредиторам. Причем сейчас это делается даже значительно хуже, чем в свое время предлагал Илларионов, то есть – отдать все деньги в погашение внешних долгов, но с соблюдением полной прозрачности и под контролем правительства. Сейчас у нас все деньги идут кредиторам, и никто не знает, сколько их будет. Потому что даже при цене нефти $22 за баррель у нас получается разрыв в $7 млрд., которые правительство собирается получать за счет приватизации, продажи золотовалютных резервов, внешних и внутренних займов и неиспользованных остатков на счетах бюджета.

Что такое массовая приватизация, мы помним хорошо. Она может пройти, но она не может принести денег в бюджет. Продажа золотовалютных резервов – из той же серии (за исключением высоколиквидного палладия и проч.). Но все равно это не $7 млрд. Внешних займов нам не дадут – может быть, какие-нибудь полмиллиарда, но это предел мечтаний. Что касается внутренних займов, можно, конечно, общипать Сбербанк, но это значит подорвать инвестиции. Потому что Сбербанк – это сегодня основной инвестор. Единственный реальный источник – это остатки на счетах федерального бюджета, но их использование уже заложено в бюджете 2003 года. Так что нормальных источников нет. И поскольку правительство не будет брать денег у Центробанка (у него, видите ли, существуют идеологические предрассудки в том отношении), оно будет либо повышать инфляцию, либо сокращать расходы, либо, что скорее всего, и то и другое вместе.

Окончание следует

Выбор читателей