Не забуду мстить за родную...

Он должен отомстить убийце жены, так гласит вытатуированная на его груди надпись. Если бы не эта татуировка, он не знал бы, зачем жить

"Помни..."
Триллер
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс


В фильме "Шоу Трумэна", где герой Джима Кэрри, не зная того, существовал в мире, придуманном создателем (Творцом) телешоу, ему однажды вернули отца, изъятого из программы много лет назад. После душещипательной сцены встречи отпрыска с родителем, сразу поднявшей рейтинг шоу до невиданных высот, журналист спросил "творца", как он собирается объяснить столь долгую отлучку любящего папочки.
"Амнезия", – ответил телевизионный гуру.
"Гениально!" – воскликнул интервьюер.

Потеря памяти в кино и телефильмах давно стала притчей во языцех. Если сценаристы окончательно запутались в хитросплетениях сочиненного ими же сюжета или просто не знают, чем бы еще занять своих персонажей, они, слегка покраснев от стыда, обязательно лишают кого-нибудь из них памяти. Режиссер Кристофер Нолан устами главного героя своего фильма не устает повторять: "Это не амнезия!". И он прав. "Помни..." – действительно новое слово в отношениях кинематографа с клинической потерей памяти.

Нолан снял фильм шиворот-навыворот – начал с финала и изящными прыжками, спиной вперед помчался к началу. Леонард Шелби (Гай Пирс) страдает очень хитрым заболеванием – отсутствием быстрой памяти. Он твердо помнит всё, что с ним было до некоей травмы, но после нее жизнь превратилась в странный сон – каждые десять минут Шелби начинает ее с чистого листа, забывая, где он и что сейчас делает, непрерывно отыскивая знаки и намеки, оставленные самому себе в прошлой жизни, закончившейся секунду назад. Он может бежать вдоль ряда трейлеров параллельно другому человеку и мучительно соображать – кто за кем гонится. Он постоянно снимает на "полароид" новых знакомых и вообще всё, что его касается – свою машину, свой мотель... а под снимками делает краткие подписи, опираясь на которые будет жить дальше. И если под фото некоего Тедди написано: "Не верь ему, он лжет", Шелби никогда не последует совету "лгуна". Его тело покрыто татуировками с записью самых важных фактов посттравматической жизни. Факты эти чрезвычайно важны, ибо у Леонарда есть цель – отомстить убийце своей жены. Постепенно зритель всё глубже погружается в прошлое Ленни, тело героя становится всё менее исписанным, и от необъяснимой, загадочной развязки мы постепенно движемся к ужасной завязке истории.

Пожалуй, это самый смелый киноэксперимент, который я видел за последние годы. Или самый удачный. Лишить героя памяти и даже снять фильм задом наперед – дело нехитрое, но сделать так, чтобы фильм после подобных надругательств остался смотрибельным, – гораздо сложнее. Нолан не первый, кто удачно пошалил с сюжетной последовательностью. Тот же Тарантино, собрав "Криминальное чтиво", откровенно наплевал на логику повествования, точнее, создал собственную логику. Мертвый киллер мирно разглагольствует в финале, и это сразу меняет весь смысл картины. Попробуйте ради смеха расставить эпизоды "Криминального чтива" по порядку, "как надо". Куда менее интересное кино получится. Нолан поставил себя в гораздо более жесткие условия – он четко выдержал обратную временную последовательность (исключение составляют черно-белые вставки, в которых Ленни рассказывает залу свою версию происходящего), и при этом вывернутый наизнанку фильм мало того что остался вполне захватывающим зрелищем, так еще и выполнил сверхзадачу, разоблачив и выпотрошив саму идею триллера. Ружье стреляет сразу, остается лишь вопрос – как оно оказалось на стене в первом акте.

Фильм дважды получил приз "за лучший сценарий". Первый раз от жюри фестиваля в Сандэнсе, второй – от лондонских критиков. На мой субъективный взгляд, не менее высоких оценок заслуживает режиссерская работа и мастерство исполнителя главной роли Гая Пирса. Актер сумел сделать потрясающую вещь – передал ощущения человека, не уверенного ни в чем и отчаянно цепляющегося за свои записи, свою систему, свою веру во что-то незыблемое и абсолютно истинное. Причем сделал это настолько мощно, что невольно влезаешь в шкуру его персонажа и становится слегка жутковато от ощущения полной неуверенности происходящего в настоящем и абсолютной непредсказуемости прошлого.

Выбор читателей