Правительство: в катастрофе виноват экипаж

Правительственная комиссия "установила причины" авиакатастрофы Ту-154. СМИ утверждают, что это - ошибка второго пилота. Но один из опытных пилотов говорит, что трагедия произошла не по вине экипажа

Правительственная комиссия "абсолютно точно установила причины" авиакатастрофы Ту-154 под Иркутском. Сегодня в 11:00 в Доме правительства РФ обнародован акт технической комиссии по расследованию причин авиакатастрофы. Вице-премьер Илья Клебанов заявил: "Причиной катастрофы самолета ТУ-154М под Иркутском стала ошибка экипажа".

Катастрофа произошла вследствие непреднамеренного вывода самолета при посадке на большие углы атаки, заявил Илья Клебанов. В результате этого самолет вошел в штопор и потерпел аварию. Движение самолета на заключительной стадии полета определялось управляющими действиями экипажа. Службы управления воздушным движением и метеообеспечения действовали в соответствии с установленными правилами. По его словам, таков вывод предварительного отчета технической комиссии.

В определенный момент состояние экипажа стало стрессовым, что повлекло за собой "прогрессирующую технологическую ошибку в пилотировании самолета". После срабатывания датчика, который сигнализировал о некритическом выходе самолета за определенные параметры полета, аппаратура зафиксировала резкое повышение эмоционального фона, который был близок к стрессовому, сказал Клебанов.

"Вопрос номер один для нас сейчас - выяснить, почему при абсолютно адекватно работающем самолете, при нормальных погодных условиях, при, в общем, не сложных маневрах во время захода на посадку действия пилотов стали неадекватными", - отметил вице-премьер.

По словам Клебанова, сегодня ночью были проведены очень сложные исследования на аппаратуре, которая по речи может определить эмоциональное состояние человека. Выводы комиссии: до срабатывания упомянутого датчика эмоциональное состояние экипажа было нормальным.

В настоящее время комиссия подробно изучает все сведения, связанные с экипажем - в том числе, всю информацию за те четыре дня, пока экипаж до полета находился в Екатеринбурге. Клебанов отметил, что все формальные отчеты - положительные, никаких нарушений регламента подготовки и инструктажа не выявлено.

"Пилоты были, в общем, подготовленные - командир корабля налетал более 13 тыс. ч, из них три с лишним на Ту-154, - сказал вице-премьер. - В качестве командира корабля он налетал 1223 часа". Второй пилот налетал в общей сложности 6802 ч, из них на Ту-154 - более 2000 часов.

Клебанов подчеркнул, что комиссия будет более подробно изучать и порядок инструктажа и подготовки экипажа в самой авиакомпании "Владивосток-Авиа", которой принадлежал самолет.

Он также добавил, что никаких изменений в эксплуатации действующего авиапарка России в связи с этой авиакатастрофой не планируется. "Никакой связи между трагедией и предстоящей модернизацией авиапарка не существует", - пояснил он.

"Российские самолеты ни в чем не уступают своим иностранным аналогам. Есть только небольшие ограничения по шуму и экологическим параметрам", в связи с которыми с апреля 2002 г. многие отечественные самолеты не смогут летать в Европу, Северную Америку и некоторые другие регионы мира, сказал вице-премьер. По словам И.Клебанова, в течение ближайших 10 лет, по данным Минтранса РФ и "Росавиакосмоса", России придется модернизировать и заменить 700-800 самолетов.

Несмотря на то, что все СМИ сейчас уверенно говорят о том, что основной версией гибели самолета является ошибка второго пилота, один из опытных пилотов компании, командир судна данного типа заявил, что катастрофа под Иркутском не могла произойти по вине экипажа лайнера.

Конструкторское бюро Туполева гарантирует, подчеркнул пилот, что ТУ-154 даже при грубейшей ошибке экипажа своей бортовой системой управления не может быть выведен за критические углы атаки и значений перегрузки. Любая команда пилота лайнера на органы управления отслеживается бортовым компьютером и не дает пилотам совершать ошибки, сказал летчик.

В пресс-центре авиакомпании "Владивосток-Авиа" корреспонденту "Yтра" что-либо комментировать отказались, сославшись на то, что руководство отсутствует на рабочих местах (во время звонка во Владивостоке было уже 19:00), соответственно официальной позиции еще не выработано.

"У руководителей сегодня был очень тяжелый день, и у них вряд ли есть силы, чтобы делать сегодня какие-то взвешенные, обдуманные заявления". В приемной генерального директора "Yтру" также подтвердили отсутствие руководителей в связи с проведением похорон погибших.


В целом, родственники погибших в авиакатастрофе пока смогли опознать останки 127 человек из 145. С согласия семей жертв трагедии, тела 17 погибших отправлены на кремацию в Екатеринбург, а затем их прах раздадут семьям для захоронения.

А во Владивостоке, Артеме и Находке прошли траурные церемонии по захоронению останков экипажа и 21 пассажира. В приморском Артеме тысячи жителей пришли во Дворец культуры угольщиков проститься с погибшими земляками. Местные теле- и радиостанции прекратили трансляцию развлекательных передач, на ряде зданий приспустили государственные флаги России, вывесили траурные ленты.

Город авиаторов и шахтеров проводил в последний путь командира разбившегося Ту-154М Валентина Гончарука, второго пилота Сергея Диденко, штурмана Николая Сакрытина, бортинженера Юрия Степанова, бортпроводников Виктора Морозова, Анну Бирюкову, Евгению Исаеву и техника компании "Владивосток-Авиа", возвращавшегося этим рейсом из отпуска, Шарофидина Жамолидинова.

Как сообщили в компании "Владивосток-Авиа", тела двух бортпроводников Ольги Белозеровой и Елены Куликовой отправлены на родину - в Уфу и в Благовещенск. В Артеме члены экипажа по воле родных и близких будут захоронены в братской могиле на городском кладбище. В скором времени там появится Мемориал в память о погибших 3 июля под Иркутском приморцев.

Фото НТВ
Владивосток также проводил в последний путь жителей города, трагически погибших в авиакатастрофе под Иркутском. На главной площади города прошел траурный митинг, посвященный памяти погибших. В нем приняло участие около шести тысяч человек. У гробов с телами жертв иркутской трагедии были выстроены почетные караулы из милиционеров и моряков Тихоокеанского флота.

В авиакатастрофе 3 июля погибли 22 жителя Владивостока. Останки 21 человека сегодня были погребены на Морском и Лесном кладбищах Владивостока. Осталась неопознанной одна жительница краевого центра Приморья. С согласия ее близких, в числе других неопознанных шести пассажиров того злополучного рейса ее останки будут кремированы.

Похороны погибших пассажиров Ту-154 прошли сегодня еще в одном приморском городе - Находке. Все расходы на организацию похорон взяли на себя администрация города. Всем родственникам погибших, приехавшим из других городов проститься со своими родными и близкими, были предоставлены бесплатные номера в гостиницах.

Yтром из Иркутска в Шэньян отбыли родственники граждан Китая, погибших в авиакатастрофе. Как сообщили в областном оперативном штабе по содействию семьям жертв авиакатастрофы, на родину граждане Китая увезли останки 11 человек.

Из 12-ти их соотечественников, находившихся в момент катастрофы на борту рейса ТУ-154, неопознанным остался только один человек. Его тело будет храниться в Иркутске до тех пор, пока его не идентифицируют близкие родственники. Об этом власти Прибайкалья договорились с Генконсульством Китая.

Выбор читателей