Финансовая шизофрения. Часть 2

Почему-то утвердилось опасное заблуждение, что если в региональных бюджетах будет дефицит денежных средств, то региональные власти будут меньше воровать. На самом деле, если не хватает денег – воруют больше, отчаяннее, наглее

Еще Конфуций говорил, что подлинной ошибкой является не единожды совершенная и исправленная, а повторенная ошибка. Поэтому, чтобы избежать повторения ошибок, надо хотя бы сделать бюджет адекватным, не с 12%-ной инфляцией, а, как минимум, с 14%-ной, а на самом деле – 18-20%-ной, если уж мы не можем контролировать ни тарифную политику, ни финансовую прозрачность естественных монополий. Это с одной стороны.

А с другой стороны, надо правильно определить реальные потребности экономики в финансировании. Потому что нельзя всю тяжесть реформ, особенно таких, как налоговая и реформа ЖКХ, сбрасывать на регионы, которые просто не вынесут такой нагрузки. Для примера скажем, что из снижения налогового бремени на 1,8% ВВП, 0,2% ВВП приходится на федеральный бюджет, а 1,65% – на региональные бюджеты. Что касается коммунальной реформы, то федеральный бюджет берет на себя 20 млрд. рублей, а все остальное сваливает на регионы, причем сколько этого "остального" будет, никто толком не считал и точно не знает. Но это уже никого не волнует. Почему-то утвердилось опасное заблуждение, что если в региональных бюджетах будет дефицит денежных средств, то региональные власти будут меньше воровать. Это неправильный подход, который опровергнут экспериментально и многократно. Если не хватает денег – воруют больше, отчаяннее, наглее.

Все это отдает до боли знакомым духом дилетантства и профанации, только вот политические последствия от этих либеральных забав будут весьма плачевными, и в первую очередь для президента. Это потом будут говорить, что, мол, хотели как лучше, но получится-то всё как всегда. Региональные бюджеты не выдержат, и если в Москве и Питере еще можно будет подставить под удар относительно богатое население, то в других городах с населения взять нечего. А как у нас выплачиваются компенсации, мы знаем, поэтому с коммунальными компенсациями будут примерно то же, что и с детскими пособиями. Месяц-другой задержки, рост задолженности, дальше – воровство, а кое-где и сознательное вредительство – и коммунальная система затрещит по швам, а через год рухнет. И не в этом году, так в следующем разразится настоящая социальная катастрофа, пик которой придется как раз на предвыборную кампанию. Кстати, не исключено, что надвигающаяся катастрофа заставит сделать выборы досрочными.

Что касается покрытия финансового разрыва, Михаил Делягин, например, считает, что его можно закрывать с помощью, в том числе, и перечисленных в бюджете мер; вопрос – как это делать. Например, можно задействовать механизм приватизации, но лучше подождать, потому что если уж продавать, так задорого. Можно использовать и госрезервы, но лучше подождать, потому что сейчас они стоят дешево. А что действительно нужно сделать в первую очередь, так это вычистить неиспользованные остатки федерального бюджета – это порядка 80 млрд. рублей, или более $2,5 млрд. Необходимо также разрешить бюджетополучателям использовать те средства, которые им переданы, но переданы так, что они не могут их потратить. Это порядка 100 млрд. рублей, или $3,4 млрд. Если после этого остается разрыв, а он останется, значит, надо брать деньги у Центробанка. Да, в этом случае у нас будет дефицит, но лучше дефицит, нежели коммунальная катастрофа.

Принято считать, что брать деньги у ЦБ напрямую неприлично, потому что это станет сигналом бедствия для либеральной общественности как внутри, так и вне России. Если мы нарисуем, что берем деньги у ЦБ, то все будут считать, что ситуация чрезвычайная. А если мы покажем, что разместили большие займы ценных бумаг якобы среди российских банков и населения, то это будет признак возросшего доверия к государству. (Мы же не станем говорить, что это Сбербанк всё купил). И, строго говоря, так оно и есть, потому что действительно в последнее время рынок относится к государству с большим пиететом. Так что технология оформления подобного рода займов достаточно проста и хорошо отработана. Мы можем брать деньги, например, у Сбербанка, у Росзагранбанков, и это вообще будет оформляться как внешнее кредитование. А что это на самом деле деньги Центробанка – этого вообще никто не будет видеть, кроме осведомленных специалистов.

Многие эксперты считают, что в этом-то как раз нет никакой катастрофы. Но она будет в другом: если мы не определимся в наших приоритетах. Что для нас главное: выплата внешних займов и сокращение госрасходов любой ценой или все же удовлетворение некоторых объективных общественных потребностей? Да, у нас плохое жилищно-коммунальное хозяйство, никто не спорит. Мы за год хотим сделать его хорошим путем прекращения его финансирования? Извините, мы это уже проходили в 1992 году на других отраслях. У нас сейчас нет этих отраслей. Можно прожить без электроники (уже 10 лет без нее живем). С трудом, но можно 10 лет прожить и без машиностроения, а вот без ЖКХ прожить нельзя.

По мнению Делягина, бюджет 2002 года создает предпосылки для революции уже в 2003-м, и есть политики, которые уже на это дело всерьез закладываются. Например, тот же Березовский или Чубайс. Березовский открыто объявил войну Путину, сказав, что тот может не дотянуть и до конца первого срока своего президентства. Что касается Чубайса, то сам он пока осторожно молчит, зато его однопартийцы начали открыто заявлять, что Чубайс будет президентом в 2004 году. Потом, правда, им пришлось прикусить языки, когда им из администрации позвонили и деликатно спросили – а чем, собственно, вас не устраивает нынешний президент?

Все это лежит на поверхности, и не замечать этого просто нельзя. Президент начинает проводить сверхнепопулярные, а главное, абсолютно не просчитанные либеральные реформы, берет всю грязь на себя, теряя при этом рейтинг. Подставившие его либералы опять остаются все в белом и вместе с "семьей" начинают добивать президента. А недовольство населения коммунальной реформой и энергетическим террором, который будет распространяться по стране, вполне может привести к власти Чубайса.

Чубайс – президент России. Звучит дико, но представьте себе губернатора какой-нибудь Костромской области, где нет ни ресурсов, ни денег, к которому приходят скромные люди из местного АО-энерго и популярно объясняют, что завтра они повышают тарифы на 20%. И если не будет оплаты сразу, то не будет ни света, ни тепла. Правда, есть альтернатива: правильно посчитать голоса, используя административный ресурс. Это, конечно, не очень красиво, но вполне возможно, поскольку не сложно догадаться, что именно будет делать губернатор, который окажется перед перспективой Партизанска-2 с обескровленным реформами бюджетом. Своя рубашка всегда ближе к телу.

Выбор читателей