"Мочить" конкурента надо этично и корректно

ЦИК и политконсультанты пытаются договориться о том, как следует вести себя во время выборов. Однако, вырабатывая новые правила поведения, они почему-то начинают не с себя, а с законодательства

Сегодня глава ЦИК Александр Вешняков собирает у себя руководителей политконсалтинговых компаний, дабы обсудить проблемы соблюдения "правовых норм и этических правил в ходе проведения выборов различных уровней". Время выбрано весьма кстати. Основная масса выборов уже позади. До 2003 года, т.е. до очередных парламентских выборов, у нас будет относительно спокойный период. Можно отдохнуть, перевести дух, обменяться впечатлениями и выработать новые правила игры, потому что старые давно пора отправить в утиль.

Если до 2000 г. почти на всех выборах шла не борьба кандидатов, а борьба консалтинговых команд, то теперь большое значение приобретает административный ресурс. Сами политтехнологи возмущены тем, что их усилия пропадают зря, когда буквально за пять минут до голосования клиента решением суда снимают с предвыборной дистанции. И бороться с этим почти невозможно. Подчас PR-специалистам приходится договариваться с властью, чтобы кандидата "не трогали". До сих пор никому не удавалось вернуть себе место в бюллетене для голосования после того, как судья принял решение. Кроме того, в России по-прежнему очень важно, КАК считают голоса. Не секрет, что путем "невинных" уловок можно принести нужному кандидату победу, и оспорить итоги выборов будет весьма затруднительно.

В том, что нужно вносить изменения в выборное законодательство, максимально ужесточая его, сомнений ни у кого не вызывает. Но закрыть все пробелы будет трудно. Тем более что на выборах помимо законодательства существует и человеческий фактор в лице тех же членов избирательных комиссий.

В начале июля руководство ЦИКа уже встречалось с руководителями консалтинговых компаний. На этом собрании было принято решение создать рабочую группу "для определения дальнейших форм сотрудничества и выработки совместных предложений, направленных на совершенствование законодательства о выборах и референдумах, на создание конкретных механизмов, способствующих соблюдению правовых норм и этических правил в ходе политтехнологического сопровождения избирательных кампаний".

Однако "конкретные механизмы" вряд ли будут соблюдаться на практике. Опыт подобных попыток внутри самого PR-сообщества показывает, что дальше деклараций о добрых намерениях почти никогда не дело не заходило. Российский политконсалтинг из-за еге сравнительной молодости больше напоминает игровое поле с неопределенным количеством игроков и неясными правилами игры. PR-специалисты не стремятся к широкому афишированию своих действий. В процессе игры вырабатываются определенные правила поведения, но они не выносятся на суд общественности и не публикуются. Даже во взаимоотношениях со своими коллегами политконсультанты порой считают вправе вести себя корректно только по отношению к тем, с кем подписаны какие-либо договоренности. Остальные пусть пеняют на себя – в борьбе все средства хороши.

Можно затронуть и такую проблему как использование компромата. С точки зрения избирательных технологий это вещь вполне приемлемая и объективно сопутствующая политической борьбе. В связи с этим встает проблема вмешательства в частную жизнь.
На законодательном уровне разрешен доступ граждан к информации о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения могут быть получены из официальных источников. То есть информацию о частном лице можно получить только из компетентных источников, но не путем самостоятельного наблюдения за человеком, вне зависимости от занимаемого им поста или его общественной значимости. Однако в СМИ нередко появляются материалы со сведениями, носящим конфиденциальный характер. И не стоит строить иллюзий, что такая информация была получена официальным путем. PR-специалисты не задумываются о правомерности своих действий по сбору и публикации сведений из личной жизни противников своих клиентов. Более того, почти все они уверены, что для профессиональных консультантов не должен стоять вопрос публиковать или не публиковать сомнительные факты биографии конкурентов. Так что соблюдение "правовых норм и этических правил в ходе проведения выборов", о чем сегодня едет речь в ЦИКе, должно начинаться не с выработки какого-то механизм проведения предвыборных кампаний, а с правил работы самой консалтинговой фирмы.

Выбор читателей