Спасателя – в премьеры?

Сергей Шойгу – настоящий начальник, умеющий так взмахнуть административной плеткой, что ленивый бюрократический мерин на глазах превращается в молодого ретивого коня

Конечно, Россия – страна уникальная по части всевозможных чрезвычайных ситуаций. Известное дело, мы любим создавать себе трудности, а затем героически их преодолевать (либо не заботимся в расчете на извечное "авось" о том, чтобы предотвратить вероятные напасти). И все же частота мелькания на государственных телеканалах мужественного лица министра ЧС (причем именно в этом качестве, а не как лидера "Единства"), сдается, давно и намного превысила даже российские нормы аварийности.

Слов нет, Сергей Шойгу – настоящий начальник, умеющий так взмахнуть административной плеткой, что ленивый бюрократический мерин на глазах превращается в молодого ретивого коня. Чем не картинка для телевизионщиков? Но, воля ваша, есть что-то нарочитое и в ярких репортажах о доставке на "ИЛах" батарей центрального отопления в замерзающее Приморье (как кто-то остроумно предложил: почему бы не сразу горячую воду?), и в той суровой торжественности, с которой Шойгу было поручено возглавить комиссию по ликвидации последствий наводнения в Якутии вместо "не справившегося" руководителя Госстроя Анвара Шамузафарова (ну чем не явление героя?), и собственно в заданной регулярности теленовостей о трудовых подвигах главного "медведя"-спасателя в далеком крае (равно как на других поприщах). Поневоле нет-нет, да и скользнет змейкой мысль о PR-кампании.

Но если это смелое предположение верно, то встает вопрос: зачем именно сейчас? Не ради же того, чтобы укрепить партийную "медвежью" репутацию. В общем, не пора ли Михаилу Касьянову готовиться к посадке на запасном аэродроме?

О том, что нынешний "технический" премьер для Путина "чужой" и будет сменен, не говорил разве что ленивый. Но скорую отставку Касьянову прочат с 27 марта прошлого года, а его вальяжный басок по-прежнему господствует на заседаниях кабинета. Трудно, кстати говоря, представить – во всяком случае, пока, – что премьером у Путина будет человек с ярким общественно-политическим окрасом; а технический председатель правительства на то и технический, что по определению абсолютно чужим быть не может. Хотя и заменить "нечужого" на "своего" – соблазн понятный.

Любопытней, однако, то, что Шойгу сумел стать не менее техническим лидером правящей партии (вообще лишенной деятелей с броской этикеткой), а это, согласимся, явление куда более редкое, чем технические управленцы. Официальный партийный лидер – обычно еще и "говорящая голова", причем чьи идеи эта голова озвучивает – не так важно. А вот Шойгу не витийствует. Между тем его электоральный рейтинг – благодаря то ли неустанным трудам праведным, то ли их скрупулезному телевизионному освещению – неуклонно растет. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, проведенному в конце июня, свыше 17% респондентов, отвечая на вопрос, кому они более всего доверяют, назвали его фамилию. Между прочим, в мае, то есть еще до назначения главным восстановителем Якутии, у Шойгу было только 12% таких почитателей. Ныне же он занял в этом рейтинге вторую строчку после Путина (47%), оттеснив с нее Зюганова (около 17%) и намного опередив Касьянова (9%).

Защитим все-таки телевизионщиков: они не боги и не могут создать имидж из ничего, а только из наличного "материала". В случае с Шойгу они вообще, можно сказать, не лепят заказанный образ – просто очень часто показывают. Взорам граждан предстает неброский аппаратчик, неговорливый, спокойный, на вид честный, волевой, добросовестно делающий свое дело и тем самым внушающий доверие. Никаких крамольных аналогий не напрашивается?

Смена типажей народных героев просто так не случается. Это верный признак смены эпох. После бурлеска эпохи бури и натиска, оставившей после себя столько развалин, сердцу обывателя хочется просто покоя, порядка и – после сонма сладких иллюзий – обыкновенной надежды. Да не обидятся на нас гг. Явлинский, Немцов, Жириновский и даже т. Зюганов, но в России они – деятели вчерашнего, завтрашнего, послезавтрашнего, но только не сегодняшнего дня. Нынешние герои – это мини-Путины. А с какой именно буквы будет начинаться фамилия того, кто "технически" возглавит правительство – К, Ш, Г или И, – так ли уж это важно?

Выбор читателей