Всё у нас хорошо... И это пугает

Российское руководство единодушно свидетельствует о неоспоримости и необратимости экономических успехов "страны победившей демократии". Бизнес-элита в целом поддерживает экономический курс правительства

"В целом, это неплохо" – такой оценкой Владимира Путина можно охарактеризовать текущее состояние российской экономики. Президент дал ее в ходе недавнего совещания в Кремле, посвященного экономическим вопросам, когда выразил удовлетворение итогами экономического развития страны за последние полгода. Действительно, неплохо. Рост ВВП ( здесь и далее: ВВП – валовой внутренний продукт, а не Владимир Владимирович Путин.А.М.) "чуть более 5%" вместо запланированных 4 "с небольшим", такая же ситуация в сфере промышленности и благосостояния населения. Президент похвалил правительство, которое в этот период работало, по его словам, "напряженно и эффективно". Однако призвал "не расслабляться".

Правительство, в общем, не расслабляется и не отстает от президента в экономических оценках. Премьер Михаил Касьянов на сессии Всемирного экономического форума в Зальцбурге рисовал экономическую ситуацию в стране в мажорных тонах. "Правительство России, – говорил он без ложной скромности, – сумело переломить тенденцию снижения темпов экономического роста, которая наблюдалась в конце прошлого года". При этом, по оценке российского премьера, промышленный рост составил 6%, а рост ВВП страны превысил 4%. Несколько ниже, чем вышло у Путина, но в любом случае, "это уже качественно иной экономический рост", потому что он опирается не столько на экспорт, сколько на внутренний спрос.

Доходы населения, по словам Касьянова, выросли реально на 5% (а Вы, уважаемый читатель, почувствовали это на своем кармане? Нет? Зря!). Уровень совокупных доходов бюджета впервые достиг 19% ВВП. При этом премьер заверял западные деловые круги, что правительство проводит политику сокращения непроцентных расходов, и это обеспечивает первичный и общий профицит бюджета. Сэкономленные в результате этого средства идут на долговые выплаты и создание резервов для прохождения "пика" выплат внешнего долга России кредиторам из Парижского клуба (2003 год). При этом если долг РФ в 1998 году составлял 150% ВВП, то сейчас – всего 60%. Глава кабинета выразил уверенность, что если в будущем году Россия сохранит уровень непроцентных расходов в 12% ВВП и первичного профицита в 7% ВВП, то пик долговых выплат она преодолеет без негативных явлений в экономике.

Касьянов заверил мировое экономическое сообщество и в том, что в России имеет место консолидация ветвей власти, а значит, усиливается стабильность и предсказуемость ситуации. Кроме того, российское правительство "не выстраивает привилегированных отношений ни с одной из бизнес-групп внутри страны, – отметил российский премьер в интервью австрийской газете "Штандарт", – у нас больше нет людей, имеющих эксклюзивные отношения с властью". Двусмысленная, надо сказать, фраза получилась. Как в детском анекдоте: "Нет больше Америки!". Но Касьянов добавляет: "Кабинет министров проводит регулярный, открытый и гласный диалог с представителями бизнеса".

Министр экономического развития и торговли Герман Греф предсказывает нам вполне умеренную инфляцию: 14-16% по итогам текущего года. Хотя в настоящее время она оказалась несколько выше запланированной – 11% за 5 месяцев. "Но это не катастрофа, – уверен Греф. – И в этом, и в будущем году российская экономика будет расти... Никаких дефолтов не будет, президент и правительство проводят очень взвешенную экономическую политику". В основе такой уверенности Германа Оскаровича лежит тот факт, что, в отличие от ситуации 1998 года, у нас нет "долговой пирамиды", хотя государство гарантирует своим бюджетом возврат денег только из Сбербанка. Доллар, согласно прогнозу министра, будет постепенно расти (а чего еще можно от него ожидать?А.М.), но к концу года вряд ли превысит в цене 31 рубль.

Наконец, вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин полон оптимизма относительно выплаты очередной порции задолженности Парижскому клубу. В августе с.г. Россия должна перечислить 1,128 млрд. долларов своим кредиторам. Кудрин полагает, что проблем с этим не возникнет: будут задействованы средства, накопленные на счетах федерального казначейства. Более того, выплата долга – это, оказывается, благо для нашей экономики: таким образом, по словам вице-премьера, происходит "стерилизация избыточной денежной массы" (что, безусловно, лучше, чем отмывание денег.А.М.). По данным Минфина, дополнительные доходы федерального бюджета в текущем году превзойдут все ожидания и составят 280 млрд. рублей. Из этих средств около 200 млрд. должны быть распределены в соответствии с законом о бюджете – на них "закладывались". А вот еще 80 миллиардов могут смело быть направлены в стабилизационный фонд, необходимый для плавного прохождения упомянутого пика долговых выплат.

Центробанк также рапортует о достижениях: он поставил новый рекорд в накоплении золотовалютных запасов. По состоянию на 22 июня с.г. они составили 34,2 млрд. долларов (по сравнению с 33,7 млрд. на 15 июня).

Одним словом, российское руководство единодушно свидетельствует о неоспоримости и необратимости экономических успехов "страны победившей демократии". Российская бизнес-элита в целом поддерживает экономический курс правительства (тут главное – не попасть в число тех, которых "у нас больше нет": см. цитату премьера выше). Вот президент "Альфа-группы" Михаил Фридман в интервью газете "Файненшл Таймс" говорит: "Российская экономика, пережившая в 1998 году финансовый кризис, движется в правильном направлении". Он выражает одобрение проводимых реформ и высказывается за их ускорение. Местные инвесторы, по словам Фридмана, "считают, что ситуация стала более предсказуемой, они готовы к серьезным инвестициям". Для иностранных инвесторов, по его мнению, такой вывод не столь очевиден, так что они по-прежнему занимают выжидательную позицию. Но это отчасти на руку отечественным компаниям: ведь некоторые секторы местных рынков полностью в их распоряжении (хорошо это или плохо с точки зрения развития здоровой конкуренции – вопрос спорный. – А.М.).

Примечательно, что и за рубежом, в общем-то, склонны позитивно оценивать развитие экономики РФ. Так, международное рейтинговое агентство "Standard & Poor's" повысило суверенные кредитные рейтинги РФ. Долгосрочный кредитный рейтинг поднялся с "В-" до "В", а краткосрочный – с "С" до "В". Прогноз по рейтингам – стабильный. Эксперты агентства полагают, что хорошие экономические показатели позволят российскому правительству создать стабилизационный фонд, а значит, Россия сможет осуществлять плановое погашение задолженности Парижскому клубу и в 2003 году.

Американский "Уолл-стрит джорнел" также констатирует преодоление "равномерного спада" в российской экономике. Производство и экспорт резко возросли в прошедшем году благодаря высоким ценам на нефть и девальвации рубля. Отмечается и рост доверия к политической стабильности и экономическим перспективам РФ. Теперь, по мнению экспертов журнала, стране нужны не кредиты плюс условия Запада, а политика, "сделанная в России". Запад же должен практиковать прагматический подход в отношениях с РФ: скажем, не принимать ее в ВТО до тех пор, пока она не будет действительно соответствовать выдвигаемым условиям.

Кстати, заминка на переговорах по ВТО – это сейчас едва ли не единственная неудача экономического курса Кремля. Хотя такая ли неудача? Вступать как можно скорее – это политическое решение, обусловленное, в частности, тем, что там без нас могут начать новый раунд внутренних переговоров. А вот с экономической точки зрения все не так однозначно: многие эксперты указывают на то, что российский преимущественно сырьевой экспорт не особо нуждается в членстве страны в ВТО, а перспектива решения "хронических" торговых споров все равно останется под вопросом. В то же время рынки-то свои открывать придется. Характерно, что на недавно состоявшейся встрече руководителей крупнейших российских компаний, депутатов Госдумы и представителей Таможенной академии один представитель бизнес-элиты относительно этой проблемы сказал следующее: "Вот сейчас нас вступят в ВТО, а что потом с этим делать – мы не знаем". Так что, наверное, стоит смириться с поговоркой: "Что ни делается – всё к лучшему".

В российской экономике всё хорошо. По крайней мере, так нас уверяют. Но что-то все равно не дает покоя: не привыкли мы к такому состоянию, чуем недоброе, ждем подвоха. Власти, наверняка, нас обманывают, а иностранцы им вторят, чтобы реструктуризацию зажать. Нам трудно допустить мысль, что экономика действительно развивается более-менее благополучно. Может, все-таки случится какой-нибудь захудалый дефолт? А то уж больно не по себе от таких успехов. Вся надежда на 2003 год, пик долговых выплат Парижскому клубу. А пока что – живем!

Выбор читателей