Искусство во имя авто

Автомобилестроители - это своего рода творческая элита. Именно они создают вещи, формирующие среду. А если даже стол может быть предметом искусства, то почему автомобиль - нет?

Даже такая развалюха может стать объектом творчества
Современное искусство в поисках нового языка выражения исследует чуждую ему когда-то среду. Россия, стремясь за модой, идет путем, давно протоптанным Европой. Бронзовый Юрий Никулин возле бронзового же автомобиля, у которого разве что размер шин нельзя прочитать, вызывает в душах современников массу благородных чувств.

Автомобилестроители - это своего рода творческая элита. Именно они создают вещи, формирующие среду. А если стол может быть предметом искусства, то почему автомобиль - нет? К тому же он не только выглядит, но и звучит, и пахнет. Автомобиль притягивает к себе людей творческих. Придуманный кем-то стул никому в голову не придет доработать. Автомобиль - другое дело.

В обеих российских столицах недавно прошла выставка известного американского поп-арт-мастера Энди Уорхолла. Среди экспонатов - BMW M1, расписанный в 1979 году. Впервые BMW раскрасили в 1975 году, когда французский аукционист Эрве Пуллен решил участвовать в "24 часах Ле-Мана". Тогда американский художник Александр Колдер расписал для него BMW 3.0 CLS. Всем известны многочисленные "поп-артовые" вариации на тему Volkswagen-"жук". Rolls-Royce Джона Леннона – это не просто автомобиль, а целое произведение искусства, в котором во всей полноте отразились и личность владельца, и целая эпоха хиппи. Не отстали и российские художники. Их излюбленным объектом творчества стал горбатый "Запорожец".

Но самым продвинутым в художественном смысле творцом автомобилей стала компания Opel. В 1994 году нескольким художникам предложили разрисовать уменьшенные в пять раз макеты купе Opel Tigra; затем на одной из международных выставок Оливье Дебре расписывал Opel Vectra - на этот раз в натуральную величину. И вот перед Парижским автосалоном Opel раздал десятерым художникам-авангардистам кузова новой Corsa. Художники потрудились на славу. Громче других заявил о себе один из наиболее радикальных французских мастеров Жак Монори: в качестве инструмента мастер выбрал револьвер калибра '357 Magnum. Жак дырявил из него кузовные панели малолитражки. Орацио Кассинелли увидел в Corsa склеенную по кусочкам древнеацтекскую вазу с орнаментом, Питера Штэмпфли вдохновляли рисунки протекторов автомобильных шин, для нанесения их на кузов он использовал маски из скотча и широкую малярную кисть. Трангтрунг Ву продемонстрировал образец юго-восточного остроумия, изобразив в окнах Corsa всех своих родственников. Самый молодой из участников акции, 17-летний Каку Джи, использовал народные мотивы, изобразив всяких колдунов вуду. Получилось довольно весело. Только вот на улицах наших городов всю эту красоту не покажешь. Доблестные стражи порядка, не слишком восприимчивые к искусству, тут же заставят "умыться".

Статья подготовлена нижегородским корпунктом "Yтра".

Выбор читателей