Путин: Россия не боится США

Понимают ли США, во что ввязываются, выходя из Договора по ПРО? Против них уже объединились 2 крупнейших ядерных державы - Россия и Китай. Эту проблему откомментировал В.Путин в интервью итальянским СМИ

В связи с предстоящей 20-22 июля в Генуе встречей "большой восьмерки" президент России В.Путин дал интервью некоторым итальянским СМИ - итальянской газете "Коррьере делла сера" и телеканалу RAI-1. Это интервью охватывает разные аспекты, но центральными проблемами, разумеется, являются проблема стратегической стабильности и отношение нашей страны к действиям США по реализации системы НПРО.

Путин заявил, что Россию не пугает односторонний выход США из Договора по ПРО. "С точки зрения обеспечения безопасности России, односторонний выход США из Договора по ПРО нас абсолютно не беспокоит, потому что сегодня испытания показывают, что из всех попыток (американских испытаний – ред.), как говорят, одна была успешной, а на самом деле, по имеющимся у нас данным, вообще ни одной не было успешной, - сказал Путин. - Даже если будут успешные испытания, и наши, и американские эксперты говорят, что можно будет сбить одну, две, пять, ну, двадцать, ну, сто ракет, но когда речь идет о тысячах, это просто нереально.

Мы готовы на сокращение ядерных арсеналов, вплоть до 1500 боеголовок к 2008 г., но контролируемых. Потому что, если мы просто скажем, что мы сократили, а никто не может это проверить, это не имеет смысла. Это порождает только подозрение. Поэтому меры доверия контроля, которые прописаны в Договоре СНВ-1, должны быть сохранены в случае сокращения. Но если будет односторонний выход, то тогда вы можете считать денонсированными и Договор СНВ-1, и Договор СНВ-2".

Если США выйдут из Договора по ПРО, то Россия "получит юридическое право" поставить на одну ракету сразу несколько боеголовок, предупредил президент РФ. Таким образом, по его словам, выход США из Договора по ПРО представляет опасность не для России, а для человечества.

"В принципе, следующий шаг - установка этих боеголовок, не моно, а кассетных мультиголовок, - сказал Путин. - И конечно, это многократно увеличивает возможность прорыва противоракетной обороны. Но так будем делать не только мы, так и другие ядерные страны могут сделать. Это нанесет непоправимый ущерб всем договоренностям в сфере нераспространения. Все страны, которые сегодня вынуждены считаться с этим режимом, созданным в мире, сразу же могут объявить себя ядерными странами. Будут придумываться и другие способы доставки средств массового уничтожения к территории потенциального противника, потому что система национальной ПРО, любая система противоракетной обороны противодействует только баллистическим ракетам, а есть и другие способы доставки ядерного оружия. Значит, ядерные державы будут сейчас выдумывать, что сделать еще. И гонка вооружений просто может выйти из-под контроля".

Международное сообщество должно определить, откуда исходят угрозы мировой стратегической стабильности, и построить на так называемых "ракетоопасных направлениях" совместную систему обороны. Назвав "обоснованной" постановку американской стороной вопроса о стратегической стабильности, Путин сказал, что создавать условия для реагирования на новые вызовы "нужно, исходя из того, что достигнуто до сих пор человечеством в области глобальной безопасности".

При этом важно "не ломать сложившуюся архитектуру международной безопасности, что, на наш взгляд, крайне опасно", отметил президент. "Действовать нужно только совместно, не порождая дополнительных угроз на пути борьбы с тем злом, которое мы еще не определили".

"В этой связи нам представляется крайне важным, во-первых, совместно определить, где эти угрозы, а во-вторых, определить методы и совместно выстроить действия по борьбе с этими предполагаемыми угрозами, - подчеркнул Путин. - Именно на этом основаны наши предложения, сделанные европейским партнерам по созданию европейской нестратегической противоракетной обороны".

"Нам кажется неверным говорить о мифических угрозах, которых мы пока не понимаем, - сказал президент. - Не можем о них говорить конкретно и под этим соусом ломать все, что было достигнуто человечеством в сфере строительства международной безопасности до сих пор. Вот это нам кажется крайне неконструктивным. Но мой последний диалог с президентом США в Любляне показывает, что мы можем выйти на конструктивное обсуждение даже этой очень сложной темы".

"Но я считаю, что мы не должны монополизировать дискуссию по этому вопросу, - подчеркнул президент РФ. - И все ядерные державы имеют право принять в ней участие. И неядерные тоже, потому что это касается судьбы всего человечества".

Другой, безусловно, важной проблемой, на которой сделали акцент корреспонденты итальянской прессы, является военная операция в Чечне, которая вызывает противоречивые отклики в разных странах. Президент РФ Владимир Путин назвал эту операцию контртеррористической, и рассказал, что она пользуется "достаточно широкой поддержкой в российском обществе". Глава государства подчеркнул, что Россия столкнулась с агрессией исламского фундаментализма, вынуждена была защищать свою территориальную целостность. Жертвой исламского терроризма стал и сам чеченский народ.

Проводя параллели между ситуацией в Чечне и на Балканах, президент напомнил, что НАТО пыталась решить балканскую проблему с помощью бомбардировок, а, значит, допускала применение силы. Что же касается сегодняшней политики Запада на Балканах, то она, по словам Путина, напоминает умиротворение агрессора в конце 30-х годов. По его мнению, невозможно "уговорить с помощью современной морали людей, которые поставили своей задачей решить свои политические вопросы с помощью оружия".

Поэтому в Чечне "Россия, к сожалению, вынуждена отвечать на наглость и силу силой". "Наше применение силы там вызвано агрессивными действиями фундаменталистов", - подчеркнул он.

"Если речь идет о сознательном нарушении закона, к ответственности привлекаются военнослужащие, об этом говорится и в общенациональных средствах массовой информации", - отметил он. Вместе с тем, по мнению Путина, западные журналисты "совсем не замечают то, что фундаменталисты продолжают, разворачивают и расширяют борьбу против собственного народа, совершают террористические акты в отношении жителей Чечни, мусульманских авторитетов, против старейшин, против руководителей административных органов". Отсутствие внимания к этим фактам, сказал президент, есть "элемент потворства терроризму".

По поводу средств массовой информации, Путин добавил: "Не может быть никакого будущего у общества, где нет свободных средств массовой информации". Главная проблема, по мнению президента, заключается в том, что в России пока до сих пор не созданы такие экономические условия, в рамках которых СМИ "могли бы существовать как самодостаточный бизнес".

По словам главы государства, до сих пор нет достаточного налогового режима в отношении СМИ, не урегулированы вопросы аренды помещений, есть проблемы во взаимоотношениях с таможней. После того, как благоприятные бизнес-условия для СМИ будут созданы, тогда "можно будет говорить о нормальном функционировании независимой прессы", считает Путин.

Комментируя события последнего года, президент отметил, что следует бороться с олигархом, если он "рассовал по карманам свыше миллиарда долларов, не хочет их отдавать, а пытается использовать подконтрольные ему средства массовой информации в качестве инструмента шантажа государства", если он "хочет перенести свои коммерческие отношения в плоскость взаимоотношений государства с творческим коллективом или в политическую плоскость".

Что касается того, что наш президент в прошлом возглавлял ФСБ (КГБ), то Путин положительно оценил свой опыт работы в КГБ. Глава государства особо подчеркнул, что одной из основных составляющих идеологической работы с сотрудниками разведки было "культивирование любви к Родине, к стране". Он отметил, что работа в разведке - это, прежде всего, информационная работа, что "очень расширяет кругозор", дает "хорошие навыки работы с людьми", умение "использовать информацию для решения практических, политических проблем" .

По словам президента, в Службе внешней разведки еще при СССР "всегда существовала особая атмосфера". "Люди жили практически все свою жизнь за границей. Они видели, что происходит в Советском Союзе, какие идеологические штампы здесь продолжали существовать, как это отражается на экономике, в социальной сфере", - сказал президент.

Вместе с тем, он напомнил, что после 16 лет работы в Службе внешней разведки он, прежде чем был избран на высший государственный пост, еще 11 лет работал в муниципальных органах и в центральных органах управления России, в том числе в Санкт-Петербургском Университете, Ленсовете, мэрии Петербурга, работал в Администрации президента, затем возглавил Федеральную службу безопасности, был председателем правительства.

Выбор читателей