У "Курска" не было шансов

В Баренцевом море на месте гибели АПЛ "Курск" начался первый этап подготовки к ее подъему. Между тем, В.Путин заявил, что в августе 2000 г. спасатели сделали все, что могли, но у них не было никаких шансов спасти экипаж

В Баренцевом море на месте гибели подлодки "Курск" начался первый этап подготовки к ее подъему. В ближайшие часы международная команда водолазов-глубоководников начнет первое погружение к корпусу субмарины. Как сообщили в штабе Северного флота, пока обследование корпуса субмарины проводится с помощью телевизионной аппаратуры.

Водолазам предстоит осмотреть "Курск" и расчистить насосами от ила. В ближайшие дни специалисты будут работать с дистанционно управляемыми роботами, которые отрежут искореженный нос АПЛ, начиненный торпедами.

Подъем отсеков лодки, отрезанных от носовой части, займет, как предполагают, не более десяти часов. Руководить работами водолазов с борта "Майо" будет контр-адмирал Геннадий Верич.

Российские власти надеются, что подъем "Курска" на поверхность позволит установить причину взрывов, которые повлекли гибель субмарины. Впрочем, власти Норвегии уже высказывают озабоченность возможными последствиями аварии.

По мнению экологов, ржавеющие под водой реакторы опасны. Норвежское правительство призвало отложить начало операции и продолжить ее подготовку, подчеркнув, что нельзя закрывать глаза на эту опасность.

Пока же уровень радиационного фона на месте гибели "Курска" остается неизменным и не превышает параметров естественного фона Баренцева моря. Эти данные, как сообщил помощник главкома ВМФ России капитан 1 ранга Игорь Дыгало, подтвердила сегодня аппаратура радиационного контроля, расположенная на "Майо". С приходом 15 июля этого судна в точку гибели подлодки, отметил офицер, "началась активная морская фаза операции по подъему "Курска".

"За прошедшие сутки необитаемый аппарат, спущенный с "Майо", произвел обследование и радиационный мониторинг пространства вокруг корпуса "Курска", составлен подробный планшет обстановки в радиусе 50 м от затонувшей подлодки", - отметил Игорь Дыгало. По его словам, "находящиеся в точке гибели АПЛ "Курск" гидрографические суда ГС-87 и "Муклевич" ведут метеоразведку и осуществляют радиационный мониторинг.

Кроме того, малый ракетный корабль "Айсберг" и большой противолодочный корабль "Североморск" выполняют задачи по охране района гибели подлодки. Как отметил Игорь Дыгало, сегодня будет продолжено обследование точки гибели АПЛ "Курск" необитаемым подводным аппаратом с борта судна "Майо", будут браться пробы воды и грунта вокруг корпуса подлодки. "Только после завершения детального обследования водолазы-глубоководники приступят к работе", - сказал он.

Однако, начало работ водолазов-глубоководников может серьезно осложнить северная погода. Пока там сохраняется хорошая погода. Но, по данным Мурманского Гидрометеоцентра, уже сегодня вечером здесь ожидается усиление ветра до 17 м/с и дождь. Такая погода может сохраниться до середины завтрашнего дня, считают метеорологи.

Этот прогноз не нравится десяткам российских и зарубежных журналистов, которые сегодня в 20:00 мск отправляются к месту проведения глубоководной операции на теплоходе "Клавдия Еланская". На завтра им отвели два Yтренних часа для фото- и видеосъемок, как раз и совпадающих по прогнозу с дождем. А подойти к специальному судну "Майо" теплоходу ближе, чем на 2 км не разрешают из-за необходимости соблюдения правил безопасности.

Однако перемены погоды в здешних местах так неожиданны и часты, почти как в Лондоне, что представителям СМИ может еще повезти. Во всяком случае, отправляясь к месту трагедии "Курска", они надеются на то, что погода изменит свое настроение. Но если на сей раз им не повезет, то есть возможность повторить поездку позднее. Ведь "Клавдия Еланская" до конца операции должна совершить к месту работы водолазов еще два рейса, сообщили в штабе морских операций Мурманского морского пароходства.

По словам гражданского помощника капитана судна Григория Краснопольского, билет на теплоход для журналистов стоит 3 тыс. руб., однако собранных средств хватит только на оплату труда барменов и официантов. Расходы на топливо - планируется сжечь 15 т горючего - также будут только частично компенсированы. Все остальные расходы, а именно оплату труда команды и большей части топлива, на себя взяло Мурманское морское пароходство.

"Клавдия Еланская" уже ходила в прошлом году в место гибели "Курска". На ее борту были родственники погибших. По словам Краснопольского, это был очень тяжелый в психологическом плане рейс - трое родственников погибших моряков пытались выброситься за борт судна. В тот раз "Клавдия Еланская" так и не дошла до точки гибели подлодки, развернувшись с половины пути.

Теплоход "Клавдия Еланская" является судном ледового класса, он был построен в Югославии 23 года назад. Длина судна составляет 100 м, ширина 15 м, вместимость - 192 пассажира. Судно оснащено двумя двигателями мощностью по 2,5 тыс. лошадиных сил каждый.

Комментируя разворачивающуюся на Баренцевом море операцию, В.Путин в интервью итальянской газете "Коррьере делла сера" заявил, что в августе прошлого года, сразу после катастрофы подлодки "Курск", спасатели сделали все, что могли сделать, но у них не было никаких шансов спасти экипаж. "Больше того, анализ показывает, что если бы действовали иначе, даже если бы в этот же день начали обращаться за помощью к иностранным партнерам, оставшихся в живых членов экипажа все равно спасти бы не удалось, - сказал президент РФ. - ... Поэтому предъявить претензии к спасателям я не могу".

Отвечая на вопрос, почему он в первые дни после трагедии оставался в Сочи и не приехал в Москву, Путин, в частности, сказал: "Качество моего погружения в эту проблему не зависело от моего географического местонахождения... Я думал, прежде всего, о том, что происходит с людьми, с экипажем. И думаю, что в этой ситуации это не самое главное - PR. Напротив, если бы мое присутствие где угодно - в Москве, в Баренцевом море, в любом другом месте - способствовало бы спасению экипажа, я был бы там немедленно. И сделал бы это немедленно".

Остается только надеяться, что хотя бы с поднятием подлодки мы узнаем истинные причины трагедии.

Выбор читателей