Ясин спасает "Эхо" и Коха

Декларированных доходов Евгения Григорьевича Ясина вполне хватит, чтобы потратить сумму, близкую к 1 млн долларов, на покупку акций "Эха Москвы". Но возможно, он одолжит у кого-нибудь еще

Ситуация вокруг судьбы "Эха Москвы" стала проясняться. Вчера стало известно о намерении "Газпром-медиа" продать 9,5% акций "Эха" Евгению Ясину, руководителю Высшей школы экономики. Это решение было признано главой ведущей московской радиостанции Алексеем Венедиктовым не просто компромиссным, но более чем приемлемым: Ясин сотрудничает с "Эхом" с 1999 года чуть ли не на правах автора одной из передач и воспринимается сотрудниками как "член коллектива". Именно это обстоятельство имел в виду Венедиктов, когда заявил, что свое обязательство продать акции коллективу "Эха Москвы" "Газпром-медиа" "частично выполнил": "Мы считаем, что, продавая акции Евгению Ясину, "Газпром" продает их нам", – заявил он. По словам руководителя "Эха Москвы", пять его заместителей, ранее "условно" подавших в отставку, уже отозвали свои заявления об уходе.

Стоит отметить, что продаже акций Ясину, предшествовала идея их передачи в качестве подарка руководителю думской фракции СПС Борису Немцову. То, что рачительный Альфред Кох намеревается подарить акции ценой в один миллион долларов одному из партийных лидеров правых, было воспринято одними как тонкий пиар с непросчитывающимися последствиями, другими – как свидетельство умопомрачения главы "Газпром-медиа", собирающегося под информационным прессингом "Эха" поступить скорее как истерик, нежели как коммерсант. Однако и руководство радиостанции отнюдь не обрадовалось переходу 9,5% акций к одному из лидеров "демократов": во-первых, потому, что когда не свое, то в общем не важно, у кого этот пакет – у коммунистов, демократов или у самого государства. Во-вторых, со времен ожесточенных дискуссий о судьбе НТВ отношения правых и "мостовцев" серьезно испортились: ведь первые были склонны рассматривать в качестве причины всех несчастий вторых скорее фактор долга, чем свободолюбивый эфир. Когда предложение "Газпром-медиа" было озвучено, руководство "Эха" очень жестко его прокомментировало, назвав Немцова "мародером", а форму дарения ему акций – "взяткой".

Как оказалось, переживания были напрасны. Немцов не мог бы воспользоваться напавшей на Коха филантропией хотя бы потому, что как депутат Госдумы он не имеет права владеть акциями коммерческого предприятия (а то, что это с самого начала не было учтено неслабой командой юристов "Газпром-медиа", говорит по меньшей мере о поспешности решения "дарить"). Выяснилось это, как водится, внезапно, и тогда возникла кандидатура Ясина, устроившая всех.

Деликатный вопрос – как именно возникла компромиссная для всех фамилия Ясина – повис в воздухе. Сам бывший министр экономики говорит, что лично он и предложил купить акции "Эха": "Инициатива на самом деле принадлежала мне. Я не хочу вдаваться в причины. Прозвучал такой мотив, что, дескать, мне Немцов поручил. Но я об этом предложение сделал раньше".

У Евгения Ясина хорошие шансы стать председателем совета директоров "Эха Москвы": во всяком случае, Алексей Венедиктов заявил о намерении журналистов выдвинуть Евгения Григорьевича на этот пост. В соответствии с устной договоренностью, продажа акций Ясину должна состояться до 1 августа. С этого момента суммарный пакет коллектива "Эха Москвы" и Евгения Ясина составит 42,5% акций (на 4 акции больше, чем у "Газпром-медиа"), что подтвердит независимость "Эха" от какого-либо собственника.

Главная интрига – чьи деньги собирается тратить Ясин на покупку акций "Эха". Альфред Кох заявил, что предпримет все меры для того, чтобы тот "не влез в большие долги, а "Газпром" не оказался бы в накладе". Сам же Евгений Ясин говорит, что "купит акции радиостанции не как член политсовета и не как руководитель Высшей школы экономики", а "как частное лицо". Кстати, во избежание кривотолков о возможной "партийности" этих 9,5% акций, Ясин намерен приостановить деятельность в СПС на период управления своей долей в "Эхо". Конечно, не исключено, что задекларированных доходов Евгения Григорьевича вполне хватит, чтобы потратить сумму, близкую к 1 млн. долларов. Однако возможны и другие варианты. Например, такой, при котором фактическим покупателем является сама радиостанция, как известно, с самого начала договаривавшаяся с Кохом о перекупке у него вожделенного пакета акций. Если это так, то Венедиктов может быть собой доволен: все, чего он добивался, исполнилось. Непонятно другое: зачем самому "Газпрому" нужно было вводить в игру "подставного" Ясина, чтобы прийти к результату, заведомо устраивавшему менеджмент "Эха". Проще было бы не городить огород, а продать акции напрямую, в соответствии с первоначальной договоренностью.

Другой вариант связан с финансово-промышленной группой "Альфа", считающейся последние год-полтора фаворитом Кремля, но одновременно близкой к правым. "Альфа" – один из основных спонсоров СПС. У Ясина, всегда игравшего видную роль у правых, помимо прочего, имеются родственные связи в "Альфе": его зять Денис Киселев занимает должность руководителя страховой компании "Альфа-Гарантия", одной из "дочек" большой "Альфы". Сам же Евгений Григорьевич представляет "Альфу" в Совете директоров ведущего оператора сотовой связи АО "Вымпелком". Если "Альфа" будет действительно вовлечена в акционерные дела "Эха Москвы", то для команды Венедиктова это по меньшей мере опасно. "Свой" Ясин, делегированный "Альфой", может повести себя в какой-то момент не так, как хотелось бы "эховцам", а, консолидировавшись с "Газпромом", провести на Совете директоров любые кадровые решения.

Непосредственная вовлеченность в акционерные дела "Эха" группы "Альфа" – это лишь гипотеза. Однако обращает на себя внимание тот факт, что слух об активности команды Михаила Фридмана (председателя Совета директоров консорциума "Альфа-групп") на медийной стезе возник чуть раньше, когда в СМИ прошла информация о возможной судьбе других акций, принадлежащих "Газпром-медиа", – акций НТВ. По некоторым данным, Альфред Кох хочет пристроить обременяющие его медийные активы у стороннего инвестора, коим и называют группу "Альфа".

Выбор читателей