Подарочное издание "партии власти"

Создание Союза двух центристских партий – лишь первый шаг, однако последует ли за ним второй, пока непонятно, потому что эффективность подобного объединения с точки зрения целей, заявленных президентом, вызывает сомнения

Об объединении "Единства" и "Отечества" говорили так много, что съезд, оформивший это эпохальное событие, прошел не слишком заметно для политической жизни столицы – как нечто вполне ожидаемое и само собой разумеющееся. Естественно, звучали фанфары и говорились речи, еще бы – все российское начальство слилось в политическом экстазе, явив миру уже четвертое по счету издание "партии власти" – исправленное и дополненное, в суперобложке, подарочный вариант.

Но, как мы помним, судьба всех трех предыдущих начальствующих партий была печальна. "Наш дом Россия" рассыпался в прах. ОВР так и не стало кремлевским ресурсом, хотя имело все шансы, а в оппозиции начальству ему не место, поэтому судьба его была предрешена с момента поражения на выборах. Но если ОВР (в силу того, что было первым) собрало в своих рядах начальников более-менее благообразных и сделало хоть какие-то потуги на презентацию своей идеологии, то "Единство", ставшее-таки действующей партией власти, не смогло сделать ни того, ни другого.

Понятно, что такое положение дел не устраивало никого: ни ОВР, ни "Единство", ни президента, которому по-прежнему нужна своя партия, но не в качестве отрыжки Березовского и послушного голосующего стада, а в качестве мощного административного и кадрового резерва. Создание Союза двух центристских партий – лишь первый шаг, однако последует ли за ним второй, пока непонятно, потому что эффективность подобного объединения с точки зрения целей, заявленных президентом, вызывает сомнения.

Но заглянем на минутку в Колонный зал, где в торжественной обстановке в течение 45 минут слепили нерушимый номенклатурный блок. На объединительном съезде единогласно был утвержден Союз "Единства" и "Отечества". 396 делегатов из 89 регионов страны, депутаты Госдумы, представители Совета Федерации, депутаты региональных законодательных собраний, губернаторы, представители политических движений приняли Устав нового Союза и программное заявление. Выбрали руководящие органы. Сопредседателями стали Сергей Шойгу и Юрий Лужков.

С официальными речами было все в порядке. Юрий Лужков, открывая заседание съезда, остановился на том, для чего нужно объединять усилия. По его словам, для формирования гражданского общества, подлинной многопартийности, развития системы самоуправления. Новый Союз, являясь опорой президента, будет стремиться к тому, чтобы Россия стала свободным правовым демократическим государством всеобщего благосостояния и заняла достойное место в мире. Союз будет бороться на честность и чистоту выборов на всех уровнях власти, а также против войн компроматов и грязных политтехнологий.

Символом учрежденного Союза стал медведь в кепке, которого лидер "Единства" Сергей Шойгу преподнес Лужкову в подарок, заявив, что "в этом подарке нет никакого дегтя, а есть только бочка меда". Выступая перед делегатами, Шойгу отметил, что к Союзу надо было прийти раньше, это показала вся совместная работа в Думе и на выборах. По его мнению, если бы такое объединение произошло еще в 1999 году, легче и быстрее можно было бы принять Земельный и Трудовой кодексы, пакет законов по пенсионной реформе. Но главное сделано: амбиции преодолены. Взаимные притирки еще предстоят, но к следующим выборам Союз будет более сплоченным, сказал Шойгу.

На итоговой пресс-конференции по окончании учредительного съезда сопредседатели Союза заявили, что на следующих президентских выборах Союз "Единства" и "Отечества" будет поддерживать кандидатуру нынешнего президента Владимира Путина, если тот будет баллотироваться на второй срок. По словам двух лидеров, Союз – "это опора президенту в его целях и в решении задач по укреплению государственной власти". Сергей Шойгу также сообщил, что если нынешний съезд решал в основном организационные вопросы, то следующий, который состоится в ноябре, будет посвящен политическому позиционированию Союза и вопросам экономического развития государства.

Действительно, создание такого центристского пропрезидентского Союза выглядит очень логичным. По мнению члена фракции ОВР депутата Валерия Драганова, "на практике оказалось, что у нас много общего и в программах, и в идеологии. Незачем было разрывать на части практически один и тот же электорат. В этом смысле объединение весьма и весьма продуктивно. Надо иметь в виду, что очень сложной была работа по поиску нужной юридической формы. И такая форма нашлась – она не ущемляет права и возможности обеих партий, но в то же время позволяет в будущем создать сильный блок на выборах в парламент, на президентских и региональных выборах".

Сильный блок, две колонны или все же сильная, дееспособная пропрезидентская партия? А ведь именно такая задача ставится президентом ходе реформирования партийно-политической системы в рамках закона "О партиях" в течение 2001-2002 гг. Очевидно, что "Единство" не оправдало возлагавшихся на него надежд, поэтому требует глубокой и тщательной реорганизации. Будет ли новый Союз эффективен с точки зрения решения этой задачи? По этому поводу есть большая доля сомнения, потому что от слияния административных ресурсов двух парий с рейтингом Путина ни идеологии, ни просто идей автоматически не прибавится, а именно дефицит идеологии всегда был основным недостатком всех партий власти в России. На фоне идеологически позиционированных левого (КПРФ) и правого (СПС) флангов партийно-политической системы слабость центристского "новодела" окажется очевидной. По мнению экспертов, "безыдейная" структура не сможет стать надежной опорой Путину, который сейчас, скорее, ее будет подпирать своим рейтингом, а не наоборот. В случае же, если рейтинг Путина пошатнется в результате проведения непопулярных реформ, новая партия начальников вряд ли сможет оказать президенту необходимую поддержку.

В процессе создания Союза его лидеры не уставали повторять, что объединяются добровольно, абсолютно на равных, и никто никого не поглощает, а все только выигрывают. Тем не менее похоже, что "Отечество" все же используется как инструмент для достижения определенных целей и может оказаться полностью поглощенным "Единством". В этом случае, как считают эксперты, максимальный срок реального существования такой типичной партии власти не будет превышать 4-5 лет.

Но и выигрыш тоже есть, правда, в основном узкополитический. Кремль устраняет бывшего и потенциального конкурента. Лужков и иже с ним поднимаются с уровня политической провинции почти на кремлевский Олимп и кроме того получают административный и кадровый ресурс, которым можно вволю покомандовать. "Единство" получает хоть какое-то кадровое и идеологическое прикрытие.

С точки зрения электоральной, Союз означает явный проигрыш. По данным НИИ Социальных систем, скорее всего, Союз не только не наберет ту сумму голосов, которую набрали "Единство" и "Отечество" в 1999 году, но и не дотянет даже до результата одного "Единства". Это произойдет по ряду причин. Во-первых, исчерпан пафос борьбы с ельцинским прошлым, в немалой степени способствовавший успехам обоих объединений. Во-вторых, "Единство", утратив привлекательную новизну и загадочность, явило свою полную идейную и кадровую несостоятельность. В-третьих, и та и другая организация в результате объединения утратили симпатии левоцентристской части избирателей, давших им значительный процент голосов.

Наконец, из обеих партий может начаться отток недовольных (по разным причинам), потому что исчерпан пафос взаимной борьбы, все смешалось, исчезли различия. "Отечество" было партией номенклатурного протеста, которая привлекала противников искусственного, бюрократического и целиком проправительственного курса. "Единство" же складывалось как партия несостоявшихся начальников, стремящихся, как в доброе старое время, сделать себе карьеру через партийные структуры. Кроме того, в идейном плане "Единство" все же привлекало противников так называемого номенклатурного капитализма Лужкова. Теперь "белая кость" из "Отечества" может взбунтоваться против слияния непонятно с кем, а амбициозные мальчики из "Единства" не потерпят севших им на голову новых старых начальников.

Заметим, что в процессе означенного объединения практически не принимал участия Евгений Примаков, во всяком случае, публично. Многие аналитики считают, что он либо взял паузу, либо был фактически отстранен от принятия решения. Отсутствие Примакова может быть компенсировано только в случае его лидерства в объединенной фракции или в случае его возвращения на государственную службу, например, на пост министра иностранных дел. Однако люди, близкие к Примакову, считают, что ему просто претит участие в этом бесперспективном фарсе.

Ближе к осени, кода улягутся страсти, место нового Союза в политическом спектре России станет более отчетливым. Но уже сейчас можно сказать, что с оттоком части левоцентристов может возникнуть никем не занятая ниша между КПРФ и вновь образованным объединением. Эксперты из НИИ Социальных систем полагают, что в ближайшее время она может быть заполнена какой-нибудь силой, которая сумеет использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. И эта новая сила – при умелой и жесткой политике – имеет сегодня все возможности для того, чтобы существенно потеснить своих конкурентов справа и слева.

Что это будет за сила? Все зависит от президента. Если он и дальше станет придерживаться курса либеральных реформ, которые рано или поздно закончатся катастрофой, если он и дальше будет терпеть около себя старую, скомпрометировавшую себя элиту и ничего не делать в плане создания принципиально новой системы формирования элиты новой, то тогда он получит в лице новой силы мощную оппозицию. Если же президент оправдает ожидания народа, то новая сила может стать костяком искомой им пропрезидентской партии. Но в том, что эта сила (партия или движение) будет иметь ярко выраженную патриотическую направленность, можно не сомневаться.

Выбор читателей