Во всем виновата овца Долли!

Для завоевания Америки режиссеры из Гонконга первым делом снимают фильм с Ван Даммом – это уже стало доброй традицией. Правда, больше никто Ван Дамма не снимает

"Двойник"
Режиссер: Ринго Лэм
В ролях: Жан-Клод Ван Дамм, Майкл Рукер

Некий критик однажды написал, что последний шанс на реанимацию Ж.-К. Ван Дамма (в качестве актера, конечно) – "Универсальный солдат 2". Если и он ("Солдат") провалится, то сниматься отныне Ван Дамму в фильмах категории Б. Второй "Солдат" благополучно провалился. Сглазил, стало быть, критик Жан-Клода...

К Ван Дамму у нас в стране отношение двоякое. С одной стороны, у тех, кому крепко за 20, до сих пор сохранились добрые отроческие воспоминания о видеосалонах и физиономии актера размером 61 см по диагонали, с другой – он хотя и был тогда звездой, но, по зрелому рассуждению, проигрывал в славе и Шварцу, и Сталлоне, и Джеки Чану. А если совсем по-взрослому, так у нашего бельгийского каратиста только один хороший фильм и был – "Трудная мишень". Хотя это субъективная точка зрения автора.

Фильм "Двойник" начинается так: в городе объявился маньяк! Ой-ё... Знакомо. До боли (тошноты, судорог – нужное подчеркнуть). Маньяк, значит, ходит-бродит по улицам, выискивая нечутких мамаш, которые кричат на своих детишек или даже их поколачивают. Берет их на заметку, потом приходит ночью – маму убивает, дом поджигает. За что, кстати, и получил партийную кличку "Факел" (Жан Клод Ван-Дамм). Так нехорошо он поступает не корысти ради, а токмо потому, что в детстве его сильно обижала мама. А? Каков сюжетный ходец! Оригинально – до этого самого (подчеркнутого ранее). Подлая мать сперва сыночка просто ругала и била, а потом закрыла в чулане, а мужа своего убила, а дом подожгла... Устала, видимо, домохозяйствовать. И вот детская травма, спрятавшись в подсознании, толкает повзрослевшего героя на убийства. Как и всякий достойный маньяк, наш Факел жутко хитер и изворотлив. Полиции его поймать не получается, ну то есть абсолютно. И это притом, что расследование ведет очень крутой коп Джейк (Майкл Рукер). Он за Факелом несколько лет гоняется, уже и на пенсию пора, а поймать никак не может. И тогда после очередного убийства коп плюнул на всё и отправился на покой.

Сразу по получении пенсионного удостоверения к Джейку подкатила парочка таинственных типов в штатском. Оказалось, ребята из АНБ (кто не в курсе – Агентство национальной безопасности). Год назад на месте преступления Факел обронил несколько волосинок, и умные ученые вырастили из них клона, или, выражаясь по-научному, генетический прототип. С усиленными телепатическими способностями. Используя клона как радиоперехватчик, настроенный на мозг преступника, они намерены отловить маньяка. А Джейк должен помочь. Поскольку, во-первых, хорошо знает маньячьи повадки, а во-вторых, чужими руками завсегда удобнее уголек разгребать. АНБшники торжественно вручают Джейку клона – на, пользуйся.

Клон (опять Жан-Клод Ван Дамм), хотя на вид вполне взрослый мужик, внутри – сущий ребенок. Голова его пуста, как пионерский барабан. Даже разговаривать не умеет. Джейк, у которого физиономия клона вызывает естественные негативные ассоциации, обращается с ним как с собакой: "Сидеть! За мной! Место!". Но, что характерно, вся эта схема довольно удачно работает. След Факела удается взять.

М-да... Похоже, овца Долли, по слухам таки сдохшая от коровьего бешенства, внесет в мировой кинематограф вклад, сравнимый с Мэри Шелли или Брэмом Стокером. Все к тому идет. Сначала Шварценеггера клонировали, теперь Ван Дамма. Последнему, кстати, не привыкать являть себя любимого одновременно в двух ипостасях. "Двойной удар" помните? И ведь что характерно – в обоих фильмах Жан-Клод не только сыграл сразу двоих, но и умудрялся сам с собой драться. А когда человек введет сам с собой борьбу, да не внутреннюю, а самую что ни на есть внешнюю, с размахиванием верхними и нижними конечностями, – это называется бурная шизофрения. Вроде бы. И ладно бы он хоть – как в том же "Двойном ударе" – дрался почаще. Так ведь нет. Почудилось Ван Дамму, что он – драматический актер уровня Дастина Хоффмана и может и играть не хуже. Бывает...

Режиссер фильма – Ринго Лэм, который снял "Близнецов-драконов" с Джеки Чаном и "Максимальный риск" с тем же Ван Даммом. Это уже третий выходец из Гонконга, которого Жан Клод тащит в Голливуд. Первым был Джон Ву, вторым – Цуи Харк. Причем оба, быстро освоившись, пошли вверх, зато Ван Дамм – вниз. Подвижник, однако. Бессребреник. Ему потом в Гонконге памятник поставят. Даже два. Рядом. Одинаковых.


Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Варшава", "Гавана", "Ролан".

Выбор читателей