Осторожно, домкрат!

Домкрат - средство необходимое, особенно при нынешнем состоянии российских дорог. Пока что ПДД не требуют обязательного его наличия в багажнике автомобиля, но этого требуют обстоятельства. А какой домкрат выбрать?

Домкрат - средство необходимое, особенно при нынешнем состоянии российских дорог. Пока что ПДД не требуют обязательного его наличия в багажнике автомобиля, но этого требуют обстоятельства. А какой домкрат выбрать?

Винтовой домкрат.
Эта конструкция лет тридцать назад эмигрировала к нам из Италии вместе с автомобилем ФИАТ-124. Модификация для "Нивы" отличается чуть большими размерами и рабочим ходом. С этим домкратом легко справится и ребенок, лишь бы сумел правильно его установить. Машина при подъеме падает даже при небольшом отклонении опорной площадки вдоль или поперек от оптимального положения. Можно повредить лакокрасочное покрытие кузова, а то и помять дверь.

Винтовой домкрат подходит для того, чтобы быстро и без потерь вытащить застрявшую машину из грязи или снега. Даже в одиночку можно поочередно приподнять каждое колесо, подложить под него ветки, доски, камни, чтобы машина выбралась из ловушки. Но сначала надо подкладывать ветки или доски под сам домкрат, чтобы он не проваливался в рыхлый грунт, и не допускать его перекоса (можно повредить кузов!). С помощью домкрата легко демонтировать проколотую шину. Плюсы – низкое и стабильное усилие на рукоятке, большой ход подъема. Минусы - слишком большие размер и вес. Для того, чтобы использовать такой инструмент в деле, нужны не только крепкие мускулы, но и сноровка. Но при правильном использовании винтовой домкрат идеально подходит к "Нивам" и "Жигулям".

Рычажно-винтовой домкрат.
Эта более современная конструкция появилась на свет вместе с "Самарой". Она компактна, у нее вдвое меньшая начальная высота подъема, а полный ход больше нивовского. Основной недостаток – очень жесткие требования к точности установки домкрата. Кроме того, в начале подъема вращать рукоятку в четыре раза тяжелее, чем у винтового "собрата", поскольку усилие винта направлено почти вдоль рычагов. Даже в середине хода при подъеме машины требуется приложить примерно вдвое больше силы, чем при использовании винтового домкрата. При этом автомобиль будет крайне неустойчив, поэтому не следует его надолго оставлять без колеса. Известны случаи, когда домкрат под действием нагрузки деформировался.

Рычажно-винтовой домкрат при известной сноровке можно попытаться использовать в роли помощника эвакуатора, но без гарантии успеха – он норовит выскользнуть. В качестве разбортовщика шины может послужить только тем автомобилистам, которые умеют "нейтрализовать" недостатки конструкции. Иностранные производители разработали новые модели, в которых попытались избавиться от основных минусов. Но проблема устойчивости так до конца и не была разрешена.

Комбинированный домкрат.
Эта конструкция родилась как симбиоз рычажно-винтовой и ромбической моделей. Размеры меньше, размещается "внутри" 13-дюймовой запаски. Установить домкрат просто. Однако усилия на рукоятке такие же, как у рычажно-винтового. Впрочем, шансы поцарапать руку о дорогу в начале подъема тоже очень велики. Поднятая машина стоит надежнее. Правда, пострадали спасательные свойства, но это все с лихвой покрывает большая устойчивость.

Ромбический домкрат.
Ромбические конструкции отличаются большей грузоподъемностью и снабжены отдельными рукоятками, зачастую большими, чем сами домкраты. Предназначен для установки под балку моста, поэтому работать с ним проще рукояткой-удлинителем. Можно поднимать автомобиль даже за порог, помня, конечно, что кузов перемещается и в поперечном направлении. Поэтому излишне высоко поднимать машину не следует – можно уронить. Главное неудобство – большое усилие на винте в начале подъема. Большая опорная площадка хороша для работы на грунте, но на скользком полу или на льду это может выйти боком – в прямом и переносном смысле. Небольшое удельное давление в сочетании с "беззубой" площадкой не гарантирует устойчивости машины.

Гидравлический домкрат.
Подобные домкраты ценятся за очень большую грузоподъемность. Их недостаток связан с требованиями к прочности гидравлики, у них значительная (несмотря на небольшие размеры) собственная масса. Домкрат лучше ставить только под балку моста, и то не всякого автомобиля, поскольку нужен начальный просвет 190 мм. Верхнюю опору – винт можно предварительно регулировать в пределах 65 мм. Величина подъема невелика – всего 115 мм. Зато усилие, прилагаемое к рукоятке, всего 6 кгс. Особенность: чтобы обратно "утопить" в корпус домкрата гидроцилиндр, нужна сила 10 кгс. И это летом! А в мороз индустриальное масло И-12А (им заправлен домкрат) потребует еще больших усилий. Круглая опорная площадка лишена каких-либо "зубов", да они обычно и не нужны, поскольку домкрат устойчив, как слон.

Материал подготовлен нижегородским корпунктом "Y".

Выбор читателей