Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
В каждом слове Пазолини звучит страсть: "Значима лишь глубина чувства, страсть, которую я вкладываю в произведение, а не новизна содержания и не новизна формы". Он прикрывается идеологическими масками, которые ценны для него лишь как средство защиты своей "вызывающей независимости". Его речь уснащена марксистской риторикой, он постоянно оперирует классовыми понятиями – "буржуа", "пролетариат", "капитализм" и т.д. Он даже называет себя марксистом, однако выглядит это самоопределение явной насмешкой над официальной идеологией. Для него марксизм – антитеза "прогнившему буржуазному миру", романтический идеал духовной свободы, жажда непрерывного бунта, выраженная Вороном из фильма "Птицы большие и малые": "Человек обновляется лишь в процессе бесконечных революций". Причиной его вступления в компартию был эмоциональный порыв: Пазолини увидел батраков, "они повязывали вокруг шеи красные платки, и этот эстетический штрих бросил меня в объятия марксизма". Объятия, надо сказать, со стороны официальных лиц были не самыми горячими. Уже в 1949 году, через два года после вступления в ИКП, его исключают из партии "за недостойное морально-политическое поведение" – Пазолини обвинялся в совращении несовершеннолетнего. История эта темная, и доказательства вины режиссера найдено не было. Известно, что он нередко прибегал к услугам мальчиков-проституток, и это могло стать отличным предлогом для избавления от нестандартного "марксиста".
Пазолини не оставался в долгу, подвергая уничтожающей критике современную ему эпоху. Ханжеству общества он противопоставляет чистоту любовной страсти, ведь именно она – то священное, что отличает человека, независимо от того, является ли ее объектом непорочная Мадонна или стадо свиней. Буквально эта мысль отражена в сценарии фильма "Свинарник", главный герой которого Юлиан достигает оргазма, лишь совокупляясь со свиньями. Свиньи-животные оказываются здесь привлекательнее "свиней"-буржуа – выведенных в сценарии господ капиталистов. Но не только буржуазия – все общество походит на свинарник. Второй план фильма составляет сюжет о каннибалах, которых линчует взбешенная толпа. В ликующем предсмертном возгласе юноши-людоеда, о симпатии к которому Пазолини не раз говорил, слышен голос самого режиссера: "Я... убил своего отца. Я ел человеческую плоть, и я дрожу от радости".
Злая сатира на общество звучит и в сценарии "Сердечной любви": главный герой, богатый миланский промышленник Папаша, пользующийся симпатией народных масс, становится объектом их ненависти, влюбившись в бедную девушку "с глазами цвета свежего хлеба". Толпа не может переварить иррациональность любви, и общество, ополчившись на Папашу, лишает его всех регалий. Так бывший миллионер превращается в бомжа, борющегося с бездомными собаками за территорию "помойного пространства". Пазолини дает исчерпывающие характеристики толпе: это "наркоманы, хулиганы, фанфароны, мудозвоны, демонстранты, диверсанты", и если в начале они шествуют с транспарантами "Да здравствует Папаша!", "Да здравствует Родина-Мать!", "Да здравствует мораль!", "Да здравствуют все слова с большой буквы!", то затем, по мере разоблачения главного героя, превращаются в "сливки обывательщины, которые, однако, позволяют себе излить ярость в плебейско-солдафонной форме мужественного пердежа". Вот вам, господа, и все "восстание масс".
С сильными мира сего Пазолини также не церемонился: демократический режим он называет фашистским, духовно умерщвляющим людей навязыванием им "ложных потребительских ценностей", а ведущих политиков – живыми мертвецами с посмертными масками вместо лиц. С горечью пишет он, как толпа, "потребляя" навязанные ей законы, поддается на этот обман: "Потребитель не осознает, что преклоняет перед кем-то голову. Он тупо думает, что не подвластен никому и вправе делать что угодно. И занят, идиот несчастный, тем, что отстаивает свои права".
Авторитетов для Пазолини не существует. Он ненавидит Эйзенштейна, невысоко ставит Феллини и Бергмана. Лучше же всего отношение режиссера к искусству и культурным идолам показывает фраза из "Теоремы": "Художник – это придурковатая, жалкая, вечно дрожащая тварь. Ноль без палочки".
Но не все так беспросветно. Надежды у Пазолини есть, и связаны они с поисками некоей Реальности, которые в 1961 году и привели его в кинематограф (с этого времени он отказывается от писательского призвания в знак протеста против "искусственности" итальянского языка). Сложно сказать, что значит эта самая Реальность; скорее всего – то, что избегло "окультуривания", а значит – та форма бытия, выразителем которой является миф. Не случайна фраза Пазолини: "Я люблю мифологизировать все на свете". Он ставит фильмы на сюжет греческих трагедий ("Царь Эдип", "Медея"), переплетая в картинах древность и современность так, что наше время предстает грезой античности. Религия для него также мифологична и никаким боком не соприкасается с официальным католицизмом. Христос у Пазолини – мифическая сила, противостоящая жизни современного человека с его конформизмом и стремлением слиться с общей массой (фильм "Евангелие от Матфея"). Эта борьба и благие человеколюбивые желания побуждают божество творить любовь в прямом смысле этого слова. В "Теореме" Бог становится... бисексуалом, чтобы путем совокупления со всеми членами буржуазной семьи (как с мужчинами, так и с женщинами) приобщить их к святости. Сексуальная всеядность Творца вызвала большой общественный резонанс. Пазолини был тут же обвинен в нарушении общественных приличий, и только ссылки на символичность сексуальных сцен спасли судьбу фильма.
В "Трилогии жизни" ("Декамерон", "Кентерберийские рассказы", "Цветок тысячи и одной ночи") Пазолини развивает мысль о священности любви и секса. На этот раз мифологизации подвергается мир эпохи Возрождения. Он предстает авторским Эдемом, в котором люди только и делают, что совокупляются друг с другом, оставаясь гордыми и невинными. Пазолини высказывает мысль о глубоком значении демонстрации половых актов и полезности подобных зрелищ: "Взирать на воспроизведение любовной сцены – узнавать разумом испытанное телом". По иронии судьбы именно эти фильмы – антиподы коммерческой голливудской продукции – принесли Пазолини наибольший доход: кинотеатры наводнили стада эротоманов, менее всего обеспокоенных философской проблематикой трилогии. Не помогла и программная статья режиссера "Ненародное кино", в которой он определяет своего зрителя как скандального соучастника автора – уж в скандальности "неистовствующих мастурбаторов" трудно было заподозрить. Напрасно Пазолини сетовал на ханжество и лицемерие общества, по неизвестным причинам ставящего секс в ранг чего-то недозволенного – сомнительная репутация режиссера дала повод критикам упражняться в остроумии, издеваясь над "гением порнографии".
Но травля будто подстегивала Пазолини. Он отрекается от "Трилогии жизни" и приступает к работе над своим последним фильмом "Сало, или 120 дней Содома", цель которого – обнажить уродство и омертвелость современного мира, показать произвол власти. Литературной основой сценария послужил нашумевший роман маркиза де Сада. Экранизация знаменитых извращений стала беспрецедентным явлением в истории мирового кинематографа. Попытки миланского прокурора добиться запрета на демонстрацию фильма за "изображение растления несовершеннолетних и публичного совершения непристойных жестов" не принесли результата. 15 февраля 1978 года Кассационный суд Италии выносит решение: "Сало, или 120 дней Содома" признается произведением искусства, и с него снимаются все обвинения. Как отмечал в одной статье сам Пазолини, "нелегко всю жизнь творить перед дилеммой: или создашь поэтичное, или отправишься в тюрьму".
Однако судьба избавила режиссера от участия в последнем судебном процессе. В ночь на 2 ноября 1975 года его зверски изувеченное тело было найдено на пустыре в нескольких километрах от Рима. Пазолини был убит 17-летним юношей-гомосексуалистом, то ли любовником, то ли обыкновенным проституткой. Мотивы убийства до сих пор неясны. Полагают даже, что Пазолини срежиссировал самоубийство, доведя до крайности собственный миф о жертвоприношении Творца. Вряд ли так оно и было, но рациональное объяснение смерти великого мистификатора в любом случае будет неполным. "Всякое творчество – демонстративный акт самоубийства, как предпочтение привычному и известному трагического и неведомого. Поэтому высшая свобода – свобода выбрать смерть".
Отставка Шойгу произвела широкий резонанс
Политик 12 лет занимал высокий пост