В Панкисском ущелье гулять нельзя

В администрации президента России сообщили о выходе в эфир радиостанции "Свободная независимая Ичкерия – Кавказ". Прокомментировать ситуацию мы попросили советника посольства Республики Грузия в Москве Юрия Гавву

Грузию сотрясают политические скандалы. После обострения обстановки в Панкисском ущелье, вызванного "эпидемией" захвата заложников, в адрес Тбилиси прозвучал новый упрек из Москвы. В администрации президента России сообщили о выходе в эфир радиостанции "Свободная независимая Ичкерия – Кавказ", пропагандирующей "крупные военные успехи моджахедов в Чечне". Одновременно вице-спикер грузинского парламента Вахтанг Рчеулишвили сделал резкое заявление, признав, что официальный Тбилиси не владеет ситуацией в Панкисском ущелье, которое "оккупировано чеченскими боевиками". Прокомментировать ситуацию мы попросили советника посольства Республики Грузия в Москве Юрия Гавву.

"Yтро": По последним данным, грузинские спецслужбы уже начали поиск радиостанции чеченских боевиков. Означает ли это решение признание того, что террористы могут выходить в эфир с территории Грузии?

Юрий Гавва: Мы пока не получили официальный ответ из Тбилиси на этот счет. Что же касается самой возможности выхода в эфир подобной радиостанции, то это возможно с любого места, но этого быть не должно в принципе. В любом случае, если эта информация подтвердится, то мы сделаем все возможное, чтобы прекратить вещание. Мы однозначно против такого вещания, хотите верьте, хотите нет. Сейчас нужно провести расследование по этому поводу. Мы должны посмотреть – действительно ли так происходит? А это дело не одного или двух дней. Наши силовые структуры должны сказать точные координаты. У нас есть возможность для начала заглушить, а потом и закрыть эту станцию.

"Y": Вчера в нашей газете были опубликованы документы турецких наемников, убитых в Чечне, которые имели свежие грузинские визы. И какова же реакция на обнародование этих материалов?

Ю.Г.: В отношении этих материалов я доложил руководству посольства. Мы отправили ваш материал в Тбилиси. Я допускаю, что один-два человека могли бы там пройти (через грузино-российскую границу.О.П.). Дело в том, что боевик, идя через территорию Грузии, явно имеет официальное приглашение от какого-либо лица, числится или торговцем, или еще кем-то. Он маскирует свою деятельность. Это понятно, как говорится, и ежу. Нужно разбираться. Вы предоставили интересные документы.

Мне трудно говорить о деталях. Вот приехал человек в Грузию, его надо проверять. Это делается в любой стране. Он же приехал не как боевик, а потом вдруг исчез и оказался в Чечне. Конечно, контроль должен быть.

Я могу сказать, что еще в прошлом году более 10 стран получили уведомление с просьбой не присылать в Грузию туристов, а также своих граждан по просьбам и по заявлениям. Эти страны были на нас страшно обижены. Кстати, они входят в тот перечень государств, о которых Россия говорила, что именно оттуда попадают наемники в Чечню. То есть мы создали на этом участке какой-то заслон.

Сейчас я думаю, что речь идет о единицах, а не о тысячах наемников. Если бы было обратное – а однажды один из ваших военных сказал, что из космоса наблюдается автобан "Чечня – Грузия", – то это было бы смешно. Это настолько смешно, что надо просто поехать и посмотреть, можно ли там ездить на грузовиках и автобусах. Там очень высоко, там нет нормальной дороги.

"Y": Как Вы можете прокомментировать цифры о 1500 чеченских боевиков, которые по-прежнему находятся в районе Панкиси?

Ю.Г.: Да, об этом говорят и в российских, и в оппозиционных грузинских газетах. Но мне не хочется верить в эту цифру. Возможно, они есть, и были группы по 5-7 человек. Но и им трудно переходить границу.

"Y": В ряде российских информагентств были процитированы слова вице-спикера парламента Грузии Вахтанга Рчеулишвили, который заявил, что чеченские боевики оккупировали Панкисское ущелье и официальный Тбилиси фактически потерял контроль над этой территорией. Вы считаете такие заявления реальным взглядом на создавшееся положение в Панкиси?

Ю.Г.: Это высказывания руководителя "Социалистической партии" Грузии, которая находится в оппозиции к официальной власти. Такие голоса естественны. Я читал эти сообщения. Сказать, что ситуация там не контролируется, нельзя. Хотя бы потому, что Шеварднадзе спокойно тогда проехал и, как шутили в российских газетах, получил в подарок бурку. Но действительно, сложности есть. Панкисское ущелье – это не набережная, где можно гулять.

"Y": В эти дни поступают сообщения о том, что жители окрестных с Панкисским ущельем сел, как грузины, так и осетины, взялись за оружие.

Ю.Г.: Это в прессе пишут, что жители вооружаются. Это горцы, охотники, у них есть охотничьи ружья. Вы на секунду представьте себе опытного убийцу, у которого руки по локоть в крови, чеченского боевика, который имеет великолепное вооружение, и какого-то пастуха с берданкой. Так что население не вооружается, оно и так было вооружено. Но недовольство есть.

На сегодняшний день уже произошел обмен заложников. Шестерых чеченцев-кистинцев вернули. Кстати, представители кистинцев в эфире телекомпании "Рустави-2" извинялись перед населением Грузии, что среди них есть такие негодяи и мерзавцы, которые воруют людей, занимаются грабежами, убийствами и так далее.

"Y": Тем не менее, судя по последним событиям, факт противостояния налицо. С одной стороны – грузинское население, требующее защиты, а с другой – население Панкисского ущелья, которое увеличилось за счет беженцев из Чечни...

Ю.Г.: Я говорю не о противостоянии, а о недовольстве. Вот взяли, не дай Бог, конечно, моего родственника в заложники, я хватаюсь за голову. У меня, естественно, нет желания порешить всех людей, которые называются кистинцами, чеченцами. Вот у многих кистинцев грузинские фамилии, а имена свои. Они собираются уходить в Чечню после окончания войны, собираются там оставаться.

Я не думаю, что здесь имеет место быть межэтнический конфликт. Да, была такая неофициальная информация, что несколько – 10 или 12 – осетин решило покинуть ваххабитские села в Панкисском ущелье. В их защиту выступило руководство Южной Осетии, которое даже просит власти Грузии принять меры в отношении чеченцев. В данном случае Южная Осетия за то, чтоб власти Грузии обеспечили спокойную и нормальную жизнь там. И еще одно – за это время ни одного выстрела не раздалось в Панкисском ущелье. Да, люди действительно вооружаются. Но там находятся не только они, но и местные структуры, и старейшины, и милиция, и парламентский представитель там постоянно. Там работают и органы. Я думаю, что до выстрелов дело не дойдет, но сложности есть. От этого не уйти.

"Y": Как известно, в Панкисском ущелье в результате разборок был убит один из "бригадных генералов", бывший "министр МВД Ичкерии" некто Раисов. По некоторым данным, и сейчас в этой части Грузии находятся полевые командиры чеченских боевиков. Так, по непроверенной информации, на днях в ситуации вокруг заложников всплыло имя полевого командира Вахи Арсанова.

Ю.Г.: В отношении таких лиц – исключено, чтобы наши органы об этом не знали. Когда постоянно сообщали, что в Тбилиси находятся они сами с женами и семьями, эта информация не получила подтверждения. Несмотря на то, что чеченские боевики – суперагрессивные люди, считающие себя смелыми, я сомневаюсь, чтоб там появился кто-то из командиров. Я не могу пояснить свое отношение к этому, но сомневаюсь, что их командиры находятся в Грузии. Они прекрасно понимают, что для них это очень опасно.

Мы не можем препятствовать проходу в Чечню пяти-шести человек, если они прячутся в каком-то селе, тем более, сейчас лето и можно прожить в горах. Они хорошо снабжены продуктами и так далее.

"Y": Ваш прогноз ситуации в Панкиссом ущелье. Какие меры будут предпринимать власти Грузии?

Ю.Г.: Судя по той информации, которую я имею сегодня, я не скажу, что противостояние сошло на нет, но какое-то смягчение есть. Еще раз скажу – ни одного выстрела не было в Панкисском ущелье, даже в воздух. Это о многом говорит. А горцы – люди особые. Их обижать нельзя. По крайней мере, со стороны Грузии делается все возможное. Есть обращение к руководству России, чтобы подготовить возможность возвращения беженцев из Чечни, которые сейчас находятся в Панкисском ущелье, в Россию, предоставить им коридор, лишь бы они ушли. Тогда будет проще и вам, и нам.

"Y": Но, как показывает практика, не все беженцы горят желанием возвращаться в Чечню...

Ю.Г.: Вот кто не хочет, теми и займемся. Я исключаю силовой вариант решения проблемы. Это приведет к войне. Это будет страшно всем. По возможности мы будем их просить вернуться домой. Но надо создать людям условия для возвращения. Я думаю, нам в этом помогут и кистинцы. Они тоже не против, чтобы проводить своих сородичей домой. Закон гор остается. И в нем есть очень много положительного для человека.

Выбор читателей