"Оборонка" молится на госзаказ

Правительственные мужи обещают не только начать наконец финансировать оборонный заказ в объемах, определенных бюджетом, но еще расплатиться по старым долгам. Что остается "оборонщикам"? – только одно: верить...

Когда в 70-х годах началась разрядка, ходил такой анекдот: по линии "обмена опытом" нашего директора завода направили руководить американской фирмой, а ее президента – советским заводом. Через месяц оба погорели: американец энергично понабрал всевозможных заданий, которые ему тут же вписали в план, и, естественно, этот план провалил, а наш не менее энергично от всех заказов отбился, в результате чего фирма обанкротилась. Но все, как известно, течет, все изменяется. И вот уже вчерашние "красные директора" сами жаждут госзаказа, как манны небесной.

Если говорить об "оборонке", то после всех рыночных пертурбаций последнего десятилетия сегодня в структуре ее производства собственно военная продукция составляет только 55% (причем производственные мощности загружены лишь на четверть). Беда в том, что родное правительство закупает оружие в неприлично мизерных размерах, и три четверти выпускаемой боевой техники идет на экспорт. На государственный оборонный заказ приходится, таким образом, только 14% валового производства ВПК (включая задания по НИОКР). Но при нынешнем аховом положении в "оборонке" и этот кусочек (порядка $1,2 млрд.) оказывается отнюдь не лишним. Кстати, если не брать авиастроение (35% ВПК), то указанный кусочек возрастает (для всех прочих оборонных отраслей) до 21%. Дело в том, что новая техника для российских ВВС вообще, можно сказать, не закупается: отрасль работает в основном на китайскую и индийскую армии.

Между тем с оборонным заказом из года в год происходят удивительные вещи. Из-за бюрократической волокиты с его размещением и в силу той болезненной неохоты, с которой правительство расплачивается за приобретенное (накопленные долги превышают 32 млрд. рублей), оборонную промышленность с завидной регулярностью лихорадит. Например, в 2000 году 80% госзаказа было размещено во втором полугодии. Правда, в первом полугодии предприятия ВПК еще активно "добирали" заказ 1999 года.

В этом году "оборонщикам" клятвенно пообещали, что 40% закупок будет профинансировано в первом полугодии. Как же, держи карман шире! – заказы начали размещаться лишь начиная с середины марта, причем процесс оформления соответствующих документов затянулся месяца на два. Если в первом квартале еще выполнялись последние нереализованные госзаказы 2000 года, то в апреле работы на благо укрепления обороноспособности Отечества практически остановились и возобновились лишь в мае. Это наглядно отражают цифры падения производства военной продукции: 23% – за январь-март, 26% – за январь-апрель, 21% – за январь-май. В результате по итогам пяти месяцев валовые показатели ВПК сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6%, что так контрастирует с бурным ростом в 1999 и 2000 годах (33% и 25% соответственно).

Падение оказалось бы еще большим, если бы не увеличение выпуска продукции гражданского назначения. Темпы такого увеличения по-прежнему заметно опережают общие темпы роста промышленного производства в стране, однако имеют столь же выраженный эффект затухания. Последнее, как мы знаем, связано с сужением внутреннего спроса ввиду неуклонного повышения реального курса рубля и, соответственно, усиления иностранной конкуренции. Ведь к началу июля накопленная с начала года инфляция достигла 12%, тогда как номинальные котировки рубля по отношению к доллару снизились лишь немногим более чем на 3%. Чего ж удивляться тому, что с января месячные показатели импорта поднялись в полтора раза.

Итак, темпы роста гражданского производства ВПК последовательно снижаются. Если в 2000 году оно возросло на 20,3%, то в первом квартале текущего года – на 16,5%, а по итогам пяти месяцев – на 12,8%. В целом за год объемы выпуска гражданских товаров едва ли дадут прибавку большую, чем 8-10%. Что же касается военного экспорта, то и здесь – при благоприятном развитии ситуации – можно рассчитывать не более чем на 8-9% прироста (примерно до $4 млрд.).

А вот рост военного производства на внутренние нужды может быть гораздо выше: госзаказ в 2001 году запланировано довести аж до 65 млрд. рублей. Есть, правда, некоторые "но". Когда вице-премьер И.Клебанов заявляет об увеличении госзаказа на 35%, то, очевидно, имеется в виду прирост от планового бюджетного, а не фактического (32 млрд. рублей) уровня прошлого года. Если же считать по факту, то прирост должен составить 103%, что не может не вызывать скептическую улыбку. Думается, правильным будет ориентироваться на увеличение в пределах 50-75% – с учетом инфляции реально получается где-то 25-50%. Исходя из этих оценок, общий рост военного производства составит в 2001 году 12,5-19,5%, а валовой продукции ВПК – 10,5-15,5%.

Финансирование правительством оборонного заказа оказывается в этих условиях ключевым фактором. При полной реализации бюджетных планов прогнозные цифры могут возрасти на 3 процентных пункта, тогда как мыслимое при существующих ограничениях улучшение внутренней (в части гражданской продукции) либо экспортной конъюнктуры в совокупности способно обеспечить дополнительно максимум 1,5%.

Правительственные мужи, между прочим, обещают не только начать наконец финансировать оборонный заказ в объемах, определенных бюджетом, но еще расплатиться по старым долгам. Словом, не жизнь, а сказка. Что остается "оборонщикам"? – только одно: верить...

Выбор читателей